Башкирские камнерезы уже несколько лет борются за присвоение уникальному ремеслу по обработке башкирской яшмы статуса народного промысла. На Экспертном совете, прошедшем в Уфе, было принято решение создать историческую справку, чтобы доказать — технология создания уральской мозаики многовековая, а мастера камнерезы – одни из лучших в России. Еще одна цель – изменить отношение людей к богатствам родной земли. Изделия из башкирской яшмы хранятся в лучших музеях страны, а на родине яшма остается недооцененной.
Знаменитая башкирская яшма – камень, который можно сравнить с полотном художника. Только создала его сама природа. Уникальную башкирскую мозаику собирают талантливые мастера-камнерезы. Их ремесло позволяет назвать нашу республику центром камнерезного искусства России. Уникальность камня кроется в неповторимости каждого изделия.
Процесс производства каменной мозаики невероятно сложен и долог. На создание одного произведения уходят месяцы и даже годы. По рассказам камнерезов, самое сложное – подбор цвета и рисунка. Иногда необходимо передать тончайший, едва уловимый оттенок цвета. Именно на это уходит масса времени.
Павел Мурашкин рисует красками камня давно. Правилам обращения с ценными породами его научили еще в институте. Первый набор курса дизайнеров, как рассказывает сам Павел, был секретным. Тогда его и других студентов причислили к потенциальным кадрам для оформления башкирского метро. Преподавали геологию и горное дело.
Разговоры о том, что карту регионального брендинга необходимо развивать, ведутся постоянно. Башкирская яшма могла бы стать украшением музеев нашей республики. Однако работать пока в основном приходится на экспорт. Признание камнерезного искусства по яшме народным башкирским ремеслом может увеличить шансы получить господдержку. Ведь если наступят трудные времена, заслуженный статус будет уничтожить сложнее.
Хотя технологию создания мозаичных панно действительно называют флорентийской, она уже давно адаптирована под наш, башкирский, камень, оборудование придумано и создано с нуля местными инженерами.
Чтобы сохранить уникальное ремесло, требуется вырастить подмастерьев. Уфимка Алина Гибадуллина уехала учиться в Екатеринбург в Горный университет. Практику решила проходить Уфе, чтобы получить знания у одних из лучших в России мастеров камнерезного искусства.
Для следующего Художественного совета, который пройдет на всероссийском уровне, экспертной группой в Уфе было принято решение сделать акцент на историческую справку и таким образом доказать – способ обработки камня исконно уральский, к тому же многовековой. Кроме того, ведутся работы над созданием в Уфе Яшмовой комнаты по аналогии с петербургской Янтарной. Эксперты уверены, что проект займет достойное место в туристических маршрутах нашей республики.