Четырнадцать беженцев из Донецкой республики, которые год назад нашли убежище в Башкортостане, были вынуждены вернуться на родину. Со слезами на глазах люди сели на поезд, который снова привезет их в Макеевку. В ситуации, когда другого выхода нет и придется возвращаться, сейчас находятся еще четыре десятка украинцев, которые пока живут в городе Октябрьском.
Из вокзала железнодорожной станции Абдулино на родину, в Донецкую область возвращаются беженцы из Украины, которых год назад самолетом МЧС привезли в Уфу. Четырнадцать человек, четыре семьи, которые только-только оправились от войны, сегодня вместе с детьми и тем, что удалось нажить за год, снова едут в одну из самых неспокойных точек Донецкой республики – город Макеевку, который только накануне подвергся интенсивному артобстрелу.
Половина беженцев прячутся от камер и не хотят ничего говорить. На Украине они или в розыске, или вовсе числятся погибшими. Никто из взрослых не знает, что их ждет на родине.
В августе прошлого года эти люди были в числе ста украинцев, которые спасаясь от войны, оказались в городе Октябрьском. В основном – это семьи, с детьми и стариками. Их устроили, в давно не эксплуатировавшемся детском интернате, который мало-мальски обустроили для жизни беженцев.
Предметами первой необходимости обеспечили городские власти, все остальное – несли и везли много месяцев – местное население. Со временем люди обжились телевизорами, стиральными машинками, холодильниками... На работу иностранцы устроились очень быстро, центр занятости трудоустроил практически всех, поставили на миграционный учет по месту жительства, детей определили в садики и школы. Но в начале августа людей огорошили новостью – интернат ликвидируется, до конца месяца надо найти себе жилье и освободить комнаты, при этом не нарушив миграционного законодательства.
Зарплаты на заводах хоть и не большие, беженцы готовы снять квартиры, комнаты, и съехать из интерната. Другое дело, что арендодатели в городе не соглашаются регистрировать украинских беженцев в своей квартире. А по закону иностранцы должны жить только в той квартире, где состоят на учете. Получается замкнутый круг, который и заставляет людей возвращаться на неспокойную родину.
Власти города Октябрьского, хоть и известили беженцев о ликвидации интерната и посоветовали самим найти жилье себе, все же обещают, что в беде людей не бросят, на улице ночевать не оставят. О проблеме с арендой жилья знают и даже нашли решение.
Между тем, из более ста приехавших в Октябрьский беженцев – в интернате остались только сорок. Остальные или вернулись на родину, или сняли квартиры и живут отдельно. Из тех, кто остался – возвращаться на Украину никто не хочет. Люди стремятся получить российское гражданство и жить в республике. Просят только об одном – не создавать бюрократических проволочек и не вынуждать вместе с детьми, некоторые из которых родились уже здесь, снова возвращаться в обстреливаемый Донецк.