Памятник называют жемчужиной монументального искусства Башкортостана. А место, на котором он возвышается, хранит тайны многовекового прошлого.
Троицкий холм – одна из семи возвышенностей, на которых раскинулась Уфа. Он образует правую створку так называемых Южных ворот города. Мировая история знает много примеров, когда важнейшие социальные или религиозные объекты появлялись на одной и той же точке, даже если их разделяли сотни, а то и тысячи лет. Словно сама земля излучает особую энергию и подсказывает людям место. Такой силой обладает, пожалуй, и Троицкий холм.
А в 16 веке, с которого и отсчитывает свое рождение город, здесь построили Уфимский Кремль. По архитектурным канонам тех лет, в центре возвышалась деревянная Казанская церковь. После очередного пожара на ее месте возвели каменный Смоленский собор, в последующем переименованный в Троицкую церковь. И вот уже не стало самого Кремля, а развалины и пыль веков все глубже прятали от людей секреты, которые таит эта территория.
Вадим Марушин вспоминает, как будучи мальчишкой он с друзьями не раз бегал к церкви. Она уже не действовала, но была доступна, и ребятня пыталась сквозь кованые решетки окон проникнуть внутрь. Не забыл путешественник и те дни, когда в 1956 году собор был уничтожен тремя взрывами.
На следующий год состоялась закладка памятника в честь объединения Башкирии и России. Над его созданием трудилась московская команда: скульптор Михаил Бабурин, ему помогала Галина Левицкая, а также архитекторы Кутырев и Гаврилов. Идея дружбы передана с помощью двух 35-метровых стел из розового гранита. Они символизируют меч, вкопанный в землю. Кстати, именно обширный фундамент – диаметром 13 и высотой 6 метров – гарантирует монументу невероятную устойчивость – даже ураган ему нипочем. У основания памятника – бронзовые скульптуры.
Прототипами фигур, символизирующих два народа, стали реальные люди. Русскую скульптор лепил со своей дочери Надежды, башкирку — с Зухры Муратовой, которая позировала ему в течение четырех месяцев. Существует миф, что девушки были подругами. На самом деле они так ни разу и не встретились, хотя обе жили в Москве.
Также на монументе закреплено несколько чугунных барельефов. На них запечатлен момент принятия башкирскими биями русского подданства, рукопожатие русского и башкирского рабочих, символики строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры — всего около 40 фигур. У памятника нет ни одной слепой зоны, откуда нельзя было бы им любоваться. Скульптор Рустэм Хасанов на своих лекциях обращается к памятнику как к образцу монументального творения и считает его воплощением мастерства, к которому необходимо стремиться.
За пятьдесят лет, которые возвышается монумент, понадобилась всего одна реконструкция – настолько добротно он сделан. А сто гранитных ступеней, ведущих к памятнику, за полвека истоптаны огромным числом людей разных национальностей и вероисповеданий. И быть может, меч, врытый в холм, символизирует не только дружбу между двумя народами, но и примирение с собственной историей, желание впредь не допустить ни разрушений, ни кровопролития на этой земле.