В Уфе появился целый рынок, где без проблем можно приобрести любое "красивое" сочетание цифр. При этом цены на них немалые – от 30 до 250 тысяч за один госномер. Правда при этом сначала придется купить какой-нибудь автохлам. Кто, как, а главное зачем продает и покупает "пафос на дороге"?
Автохлам получает вторую жизнь. Запорожцы, москвичи, вазовские "копейки" вновь, как и 40 лет назад, на пике популярности. Количество сделок с ними за последний год просто зашкаливает. Но интерес к раритетам советской эпохи проявляют отнюдь не коллекционеры. Большинство таких автомобилей даже не на ходу. Автохлам продают и перепродают ради так называемых блатных номеров. Их покупают, чтобы просто переставить красивые цифры на красивые автомобили.
В Уфе появился целый рынок блатных номеров. Вот они, на любой вкус, красуются на ржавых бамперах Москвичей со спущенными шинами. Три восьмерки, три девятки, есть даже номера московского региона. Так сказать, ради приличия на автохламе даже висят ценники – 15 тысяч рублей. Однако на деле металлолом с красивыми цифрами обойдется примерно в 10 раз дороже. В нашем распоряжении оказалась запись, сделанная скрытой камерой в этом автосалоне на улице Трамвайной. Клиенту здесь предлагают целый прейскурант госномеров. Диапазон цен – от 30 до 250 тысяч рублей. Самый дорогой – с сочетанием букв "три Анны", которые неофициально считаются обозначением автомобилей администрации региона.
Хозяин автосалона сразу объясняет схему продажи такого номера при помощи автохлама:
- Мы машину оформляем на вас, потом вы делаете замену госномера. Машину – обратно по договору.
- Вам отдаю?
- Конечно.
То есть покупатель "красивого" номера одновременно становится владельцем какого-нибудь старенького ВАЗа, договор купли-продажи с уплатой госпошлины оформляется в ГИБДД. Затем заветные цифры переставляются на желаемый автомобиль, а советский раритет возвращается обратно продавцу. Таким образом эта схема с одной и той же машиной может работать по кругу до бесконечности. Массу объявлений о продаже «блатных» номеров по такой системе можно найти и в Интернете. Мы позвонили по одному из них. Продавец признался, что уже 70 раз использовал свой старый автомобиль для реализации госномеров.
Директор автосалона, торгующего госномерами, согласился пообщаться с нами на камеру. Правда, показать прейскурант цен на этот раз не захотел. Говорит, продает не номера, а машины, на которых случайно оказались красивые цифры.
В ГИБДД говорят, что об этом рынке "блатных" номеров знают, но официальная версия такова: бизнесмены скупают их у населения и продают еще дороже. Несмотря на то, что Уфе процесс выдачи регистрационных знаков по-прежнему не автоматизирован и производится с участием людей, здесь уверяют, что купить "красивый" номер в ГИБДД невозможно. В помещениях установлены видеокамеры, он-лайн трансляция ведется напрямую в МВД. А вот схема, которую проворачивают с автохламом и номерами предприниматели, стала возможна недавно, после упрощения процедуры купли-продажи автомобилей. По сути, образовалась некоторая лазейка в законе: с одной стороны, менять госномер без причины запрещено, а с другой стороны – нельзя отказать автовладельцу в регистрации.
Александр Безбородов, заместитель начальника МРЭО ГИБДД МВД по РБ: «В соответствии с регламентом замена знаков производится в случае, если они пришли в негодность. Другие причины – утрата или несоответствие стандартам. Но в это же время регламентом не предусмотрен отказ в совершении регистрационных действий, если гражданин захочет поменять номер, соответствующий ГОСТу». Таким образом, номер можно менять бесконечное количество раз.
Такие кадры активисты движения "Стопхам" снимают регулярно. Говорят, в общей массе нарушителей владельцы «блатных» номеров выделяются особой наглостью. Очередной инцидент на днях произошел в Уфе. Автовладелец с госномером «600» припарковался вторым рядом, едва не сбил пешехода, а потом и вовсе кинулся в рукопашную.
Одинаковые цифры на госномере почему-то позволяют таким автовладельцам чувствовать себя королями на дороге — правила дорожного движения им как будто не писаны. Вот один проезжает на красный сигнал светофора, другой — выезжает на встречку. С экипажем ДПС наша съемочная группа провела всего 15 минут. И все остановленные владельцы "блатных" номеров оказались нарушителями.
А вот водителю мусоровоза дяде Коле "красивый" номер 333 достался абсолютно бесплатно. Водитель с 30-летним стажем говорит, что на дороге ему уступают, конечно, не за номер, а за размер многотонной машины. Рассказывает, что в их службе почти у всех мусоровозов такие номера, и шутит: это чтобы "блатным" неповадно было.
О том, что особые номера не дают никаких привилегий на дороге, не раз заявлял и главный госавтоинспектор республики Динар Гильмутдинов. По его словам, они, скорее, наоборот, привлекают повышенное внимание сотрудников ДПС – такие автомобили останавливают даже чаще. Кто-то называет покупку одинаковых цифр блажью, кто-то – разновидностью автотюнинга, а большинство просто ставит равенство между "блатным" номером и хамством на дороге.