Столичные власти намерены застраивать центральные районы города. Речь идет об исторической части, где до сих пор в некоторых домах нет освещения, центрального водоснабжения, а элементарные удобства находятся на улице. Именно среди таких зданий могут оказаться дома, которые имеют право войти в реестр памятников архитектуры.
Во время архитектурной экспертизы, в первую очередь, смотрят на возраст строения. Ему должно быть не меньше 40 лет, с признаками определенного архитектурного стиля. «Доходный дом Шемпеля» — выявленный объект культурного наследия. Пока он не считается памятником архитектуры. Однако тоже охраняется государством. Раньше считалось, что Дом Шемпеля был возведен в начале 20 века. Но позже выяснилось, что дата постройки – середина 19 века. Однако даже он не застрахован от сноса, считают специалисты.
За последние 20 лет в столице снесли более 100 исторических зданий. Несмотря на то, что за это грозит уголовная ответственность, памятники уничтожаются до сих пор. Каждый такой факт становится причиной спора между администрацией Уфы и министерством культуры республики.
Дело в том, что реставрация предусматривает косметический ремонт, а реконструкция – разборку здания. Так или иначе, городские власти пообещали восстановить фасад здания, но уже в составе нового объекта. Однако не исключено, что в будущем таких скандалов может быть значительно больше. Администрация Уфы отказалась от расширения столицы и решила уплотнить застройки в центральной части города.
Речь может идти о девяти миллионах квадратных метров жилья, которые будут возводить в течение 15 лет. И тут, как считают общественники, под угрозой – целые кварталы исторической застройки. Чтобы внести один такой дом в реестр охраняемых, государством требуется один год. Общественники опасаются, что в министерстве могут просто не поспеть за застройщиками.
По словам городских властей, всего в столице около 20 тысяч строений, которые могут подлежать сносу. На их месте планируется строительство многоэтажных жилых кварталов. Краеведы уже готовятся к худшему и напоминают, что за все время уничтожения исторического облика столицы к ответственности не был привлечен ни один человек.