В Уфе открылась экспозиция, посвященная начальнику Башкирского отделения железнодорожной магистрали Ивану Спатару. Два десятка лет он возглавлял 45-тысячный коллектив и стал знаковой фигурой в истории республиканского железнодорожного сообщения.
Тридцать лет назад, 29 декабря 1985 года, движение по улице Карла Маркса было остановлено. Дело в том, что в этот день город прощался с легендарным железнодорожником Иваном Парфёновичем Спатаром. В память о нём три года назад на доме, где он прожил последние свои годы, была установлена мемориальная доска.
Почетный железнодорожник СССР Иван Спатар уже при жизни был признан героем. За труд награжден многими орденами и медалями. А свою первую боевую награду он получил в 1942 году. Будучи начальником небольшой станции, он освободил пути для прохода литерных эшелонов. На них везли танки для обороны Сталинграда. На выполнение задания было всего три часа, хотя работа требовала трое суток.
От отца осталось немного, рассказывает сын Ивана Спатара Сергей. Самые близкие сердцу вещи хранятся в семейном музее. Иван Парфёнович был человеком требовательным и образованным, вспоминает его сын. Всё благодаря деду, с которым связана одна из реликвий – чертёжный набор.
С этой готовальней Иван Спатар поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта. Так начался его трудовой путь. Часть личных вещей Ивана Спатара передали в железнодорожный музей.
Если театр начинается с гардероба, то музей железной дороги – с сигнального колокола. После реконструкции здесь появился зал для почетных железнодорожников и руководителей отделений. Личность Ивана Парфёновича Спатара, без преувеличения, является самой авторитетной.
Для родного отделения железной дороги с 1962 по 1982 годы Иван Спатар сделал много. Именно он стал инициатором строительства нового вокзала в Уфе.
Реконструкции подверглась станция Дема, также Западный и Южный парки. Был электрифицирован участок Карламан-Инзер-Белорецк. В общей сложности 160 километров.
Сама фамилия "Спатар" связана со спартанцами – так называли меченосцев первой шеренги, рассказывает сын Ивана Парфёновича. Его уважали чиновники, простые рабочие и интеллигенция, а Мустай Карим написал о нем: "Мой друг, мой железный Спатар".