Всероссийская премьера в Уфе. На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета – постановка Георга Фридриха Генделя "Геракл". Уже знакомый уфимской публике по спектаклю "Школа влюблённых, или так поступают все женщины" режиссёр Георгий Исаакян решил подать оперу с точки зрения своего прочтения.
Первое, что удивляет в постановке этой классической оперы, написанной три века назад, – современные костюмы героев и сценография. Георгий Исаакян для создания впечатления на публику использует минимум декораций и одежду в стиле кэжуал. Впрочем, чем-то из ряда вон выходящим своё прочтение произведения режиссёр не считает. В пример он приводит как раз-таки театр времён Генделя, где актёры и певцы также выступали перед зрителями в повседневных и вечерних нарядах.
Ещё одна особенность оперы – исполняется она на непривычном для этого жанра английском языке. Это не прихоть автора. В XVIII веке было принято писать оперы на языке той страны, где игралась премьера. Поскольку Гендель большую часть жизни прожил в Великобритании, то и произведения в основном были написаны на диалекте, понятном местной публике. К слову, первый спектакль был поставлен в лондонском Королевском театре Ковент Гарден. Впрочем, у наших вокалистов, привыкших исполнять произведения на итальянском и немецком, английский язык трудностей не вызвал.
Посыл, который Гендель вложил в своё произведение, актуален и сегодня. Ведь тема взаимоотношений мужчины и женщины вечна. Спектакль полон сложных и драматичных перипетий. Он рассказывает о событиях в личной жизни великого мифологического героя. Это сплав различных чувств – пламенной любви, ненависти, мучительной ревности и мести.
Парадоксально, но такая сильная и экспрессивная опера за все три века своего существования никогда не ставилась на сценах российских театров. Поэтому премьера "Геракла" в Уфе – настоящее историческое событие в культурной жизни нашей страны и огромная ответственность для творческой группы.
Определённо, "Геракл" – крайне необычная и непривычная для уфимской публики опера. Впрочем, это не означает, что зрителю она будет не интересна. Наоборот, буквально с первых минут и до самого финала действие на сцене приковывает внимание. А приятное послевкусие от спектакля остаётся ещё надолго.