Очередная попытка реформы рынка ОСАГО

Подробнее о новости: Очередная попытка реформы рынка ОСАГО

В стране вступили в действие серьезные поправки в Закон об автогражданке. Некоторые из них начали действовать с августа и сентября этого года, остальные вступят в силу позже. Эксперты уже говорят о глобальных изменениях в правилах рынка, которые всё равно не устраивают ни одну из сторон.

Арслан Абузаров за рулём уже четыре года. Говорит, раньше выплат от страховых компаний требовать не приходилось, но в начале сентября он попал в небольшую аварию, и ремонт авто явно влетит в копеечку.

Арслан рассказывает: «Обратился в компанию виновника за выплатой, там мне объяснили, что по новым правилам теперь нужно обращаться в свою страховую компанию. Там меня немного обрадовали, что сейчас, оказывается, можно получить выплату в течение 20 дней, а не 3-ти, как это было раньше. Для меня это особенно важно, потому что я хотел продать эту машину, было бы приятно получить деньги побыстрее».

Арслану Абузарову повезло, он был застрахован в организации, хорошо зарекомендовавшей себя на рынке услуг. В то время как многие автовладельцы обращаются в сомнительные компании без региональных центров страховых выплат, а всё для того, чтобы полис ОСАГО обошелся дешевле. Однако это чревато тем, что даже в случае  незначительного ДТП за компенсацией придётся выезжать в другой регион.

Про изменения в законе об ОСАГО пока знают далеко не все автолюбители. С сентября вступила в силу поправка, по которой обращаться с заявлением  сначала необходимо в страховую компанию. И ждать ответа придётся не месяц как раньше, а на десять дней меньше.

Если в течение 20 дней страховая компания не выплачивает ущерб, то потерпевшие имеют право написать претензионное письмо. Тогда в течение 5 дней страховая компания обязана произвести выплату. В противном случае дело направляется на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Поправки направлены на то, чтобы гражданам было удобно, говорят представители Союза автостраховщиков. Теперь строго регламентированы сроки работы страховой компании по выплатам. Также предполагается, что существенно разгрузятся суды – ведь туда будут обращаться только в тех случаях, когда суммой остались недовольны. А подтверждать стоимость придётся уже с помощью независимой экспертизы. У страховщиков появилась возможность оградить автовладельцев от недобросовестных посредников, которые пытались заработать на неосведомлённости граждан.

При старой схеме люди могли ждать ответа страховых компаний месяцами, а суды были завалены исками.

Большие надежды автовладельцы возлагают на введение единой методики расчёта повреждений. Базы должны будут обновляться каждые полгода. Но есть пункты, с которыми не согласны оценщики и водители: стоимость изношенной детали при расчёте окажется ниже рыночной. Сколы, трещины, потёртости могут удешевить деталь на 45 процентов. Несоответствие в том, что при замене запчасти покупать придётся новый комплект, а не старый. Существенное влияние на итоговую сумму будут оказывать коэффициенты, которые зависят от марки авто. Они связаны с возрастом и пробегом легкового автомобиля. И всё же, по мнению страховщиков, данные поправки должны повысить ответственность самих автомобилистов. Хотя сами водители восприняли их неоднозначно. Ведь по-прежнему, в некоторых офисах страховых компаний просят оформить дополнительные услуги, а в случае отказа говорят, что бланков ОСАГО нет в наличии.

Также изменился порядок и размер страховых выплат. С первого октября компенсация за разбитую машину увеличится со 120 до 400 тысяч рублей. Ну, а с апреля 2015 года вместо старых 160 тысяч за ущерб жизни и здоровью, выплаты увеличатся до 500 тысяч рублей. Коснулись поправки и европротокола – документа, не пользующегося у водителей большой популярностью. Сумма выплат по нему увеличена с 25 до 50 тысяч рублей. Среди автомобилистов существует мнение, что подобные изменения в законе грозят тем, что полисы  могут подскочить в цене. В противном случае малые страховые компании окажутся не у дел. Уже сейчас многие из них отказываются работать с автострахованием по причине убыточности рынка.

Базовая стоимость ОСАГО для физических лиц составляет 1980 рублей, она не менялась с 2004 года.  По оценкам экспертов, первая волна повышения тарифов ожидается в октябре, вторая – в апреле. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Центральный банк заявлял, что сумма осенью не вырастет более чем на 30%. А в 2015-2016 годах, возможно, снова понизится с введением электронных полисов.