Инженеры уфимского УГАТУ создали прототип стартера-генератора для электрического самолета

Инженеры уфимского авиационного университета совместно с евразийским научно-образовательным центром создали прототип стартера-генератора.

Это важный шаг к разработке электрического самолёта. С технологиями будущего познакомился Павел Проломов.

На видео — изобретение уфимских инженеров, которое проходит испытание на специальной установке. Разработка прототипа стартера-генератора приблизила учёных к созданию электрического самолёта, что, на данный момент, является не только российским, но и мировым трендом авиационной отрасли.

Эвелина Зайнагутдинова, научный работник НИИ электротехнических комплексов и систем УГАТУ:

«Есть задачи, поставленные, в том числе, президентом Российской Федерации о том, что нужно снижать выбросы CO2 в атмосферу, чтобы повысить экологичность и, также, повысить тактико-технические характеристики как военного назначения самолёты, так и, в том числе, гражданских».

Стартер-генератор — как часть гибридной силовой установки — проходил испытания и в составе реальных объектов. Например, он установлен в летающей лаборатории на базе ЯК-40, который показали на выставке МАКС-2021 и в электрическом самолёте Сигма-4. Научно-исследовательский институт электротехнических комплексов и систем разрабатывал и испытывал детали электролёта совместно с объединёнными двигателестроительными корпорациями. Аналогов такого сотрудничества в России нет.

Руслан Уразбахтин, заместитель начальника отдела научно-исследовательского института электротехнических комплексов и систем УГАТУ:

«К электрическим машинам предъявляются высокие требования по удельной массе, то есть, от электрической машины хотят получить как можно более высокую мощность и как можно большую эффективность при минимальных габаритах и массе. Соответственно, возникает ряд сложностей при проектировании таких электрических машин – это подбор материалов, организация эффективного охлаждения, ряд вопросов, связанных с проведением их испытаний».

Над новыми разработками в Уфе трудится 90 сотрудников — от студентов до докторов технических наук, средний возраст учёных — не больше 32-х лет.

Павел Проломов, корреспондент:

«Это одна из лабораторий НИИ авиационного университета. Именно здесь готовятся детали для электродвигателя. Например, сейчас ребята устанавливают изоляцию на внешний щит корпуса электрической машины, здесь проверяют отсутствие короткого замыкания, а чуть дальше, в этом помещении, обматывают магнитопровод для создания магнитного поля, который и приводит машину в движение».

Решение поставленных задач по выпуску авиационной продукции позволит создать новую отечественную технику. По техническим характеристикам она превзойдёт все мировые аналоги. По словам учёных, к массовому производству электродвигателей заводы перейдут уже в ближайшие 3 года.