Ученые Уфимского авиационного университета совместно с малым инновационным предприятием разработали стартер-генератор, применение которого позволит решить задачи импортозамещения в авиастроении. О сотрудничестве, которое принесло свои плоды — Павел Проломов.
Полгода на разработку и ещё столько же на изготовление. Совместный труд более сотни молодых учёных вылился в опытный образец стартера-генератора, который сейчас тестируется в стенАх авиационного университета.
Динис Альмухаметов, инженер испытательного отдела при кафедре электромеханики УГАТУ:
"Мы проводим испытания в генераторном режиме и смотрим на линейное напряжение, которое выдаёт наш генератор. А также смотрим температуру на обмотках стартера. В данный момент, напряжение стабильное и, проводятся ресурсные испытания в течение долгого времени".
Сейчас авиаотрасль постепенно пытается отойти от стандартного пневмозапуска двигателя и перейти на электрический, который является менее энергозатратным. Разработка уфимских инженеров позволит не только модернизировать отечественный авиапарк, но и отойти от импорта.
Павел Проломов, корреспондент:
"Это устройство может работать как в двигательном, так и в генераторном режиме, отдавая электрическую энергию в бортовую сеть самолёта. Таким образом, он выполняет роль стартера-генератора, что позволяет сэкономить место на борту и увеличить полезную нагрузку. Благодаря этому снижается и расход топлива".
Стартер-генератор разработан для российского турбовинтового двигателя, который установят как на проверенный временем ИЛ-114, так и, вероятно, на ещё невыпущенный пассажирский самолёт, который получит название «Ладога».
Вячеслав Вавилов, заведующий кафедрой электромеханики УГАТУ:
"Сама по себе идея электрозапуска авиационного двигателя – это одна из основных концепций, которая сейчас используется. Это позволяет значительно повысить эффективность всего самолёта и решить ряд сложнейших задач с точки зрения обеспечения топливной эффективности. Допустим, электрозапуск сейчас наиболее реализован на самолёте БОИНГ-787, на отечественных самолётах практически нет такой реализации".
Между командой учёных малого инновационного предприятия и инженерами авиационного университета – крепкая связь, ведь каждый из них — воспитанник УГАТУ. Совместно они хотят улучшить качество образования и повысить количество разработок.
Александр Подгузов, руководитель малого инновационного предприятия:
"Мы адаптируем наш путь малого инновационного предприятия для того, чтобы студенты проходили это во время образования. То есть, они получали как и базис, так и перспективные разработки, умели с ними работать, щупали их руками и участвовали, непосредственно, в этих разработках".
Когда закончится цикл испытаний, компания-заказчик примет решение о серийном производстве. И тогда, уфимский стартер-генератор станет частью новых российских самолётов уже в ближайшие годы.