В результате аварии студентке, которая передвигалась на двухколесной доске, был причинен тяжкий вред здоровью. Почему заседание проходило не в зале, а прямо на перекрестке? И кто же все-таки виноват в этом происшествии? Репортаж Ангелины Машкиной.
Всем встать, суд идет! Да, прямо здесь — на перекрестке улиц Степана Кувыкина и Бакалинской. Ничего не обычного! Это просто выездное заседание по уголовному делу о ДТП, в котором одному из участников был причинен тяжкий вред здоровью. Вот председательствующий. Он без мантии, чтобы особо не привлекать внимание прохожих.
А это обвиняемая — 46-летняя автомобилистка. В момент аварии Ольга Иванова на своей иномарке поворачивала направо согласно зеленому сигналу светофора.
А вот потерпевшая. Студентка Элина Давлетбаева тогда пересекала дорогу по «зебре», управляя при этом прокатным электросамокатом.
Момент аварии, кстати, зафиксировала и камера наблюдения. Вот эти кадры, на которых видно, кто, откуда и как ехал. В уголовном деле есть и схема ДТП. Но изучив её, у суда возникли дополнительные вопросы к инспекторам. Поэтому было принято решение о проведении следственного эксперимента на месте происшествия. Полицейские перекрыли одну полосу движения. Ольга Иванова повторила свой маневр. Сотрудники ГИБДД ещё раз всё замерили.
С одной стороны здесь вроде все понятно, но с другой — ситуация весьма неоднозначная, говорят юристы. По действующему законодательству Элина Давлетбаева является потерпевшей и пешеходом, но девушка ведь не переходила дорогу, а переезжала. Так может она тогда тоже водитель? И, похоже, что такая дилемма встает перед судами почти каждый раз, когда рассматриваются дела о ДТП с участием самокатов.
Ильдар Мухаметзянов, адвокат:
«В связи с тем, что до сих пор в нашей стране правилами дорожного движения самокатчики так и не выделены в отдельную категорию, судебная практика по таким делам еще не сформировалась и каждое дело рассматривается индивидуально, решения по таким делам выносятся отдельно, основываясь на внутреннем убеждением каждого конкретного судьи, рассматривающего дело, и собранных по делу доказательств».
В Госавтоинспекции объясняют — если мощность электросамоката меньше 250 ватт, значит управляющий им человек является пешеходом, если больше — то уже точно водитель, причем мопеда. А значит и права нужно иметь, и правила соблюдать соответствующие. Изменения в существующие законы с более четкими формулировками сейчас составляют Минтранс и комиссия при Госдуме. Возможно и скоростные ограничения пропишут, и регистрировать двухколесную доску с моторчиком обяжут. Но это лишь в планах. Тем временем, в правительстве подготовили текст поправок к ПДД — электросамокаты отнесли к категории «средств индивидуальной мобильности» и по сути приравняли их владельцев к автомобилистам. Какое решение примет суд по ДТП на перекрестке Степана Кувыкина и Бакалинской — пока не известно. Расставить все точки над и должна помочь экспертиза.
Анжелла Сафиуллина, начальник общего отдела Кировского районного суда Уфы:
«По результатам выездного заседания на место происшествия, судом, с учетом мнения участников процесса, принято решение о назначении судебной автотехнической экспертизы, для определения обстоятельств, которые могут повлиять на степень и характер вины подсудимой».
Если прокатный электро-самокат, которым в момент ДТП управляла Элина Давлетбаева, признают транспортным средством, то у Ольги Ивановой возможно появится шанс на оправдание. Но пока обвиняемой автомобилистке грозит до двух лет лишения свободы.