Такой продукции пока не выпускает ни одно предприятие в России. Проект уже поддержал государственный Фонд развития промышленности, он готов инвестировать в производство 255 миллионов рублей. Съёмочной группе "Вести-Башкортостан" удалось побывать на белорецком комбинате и увидеть то, что от посторонних глаз обычно скрыто.
Эта большая установка называется канатной машиной плетьевого типа. А белые, похожие на лодки, устройства — каретками. С помощью такого оборудования стальные пряди скручивают в канат. Именно этот — диаметром 32 мм и длиной почти два километра — предназначен для судов морского флота. А чтобы канат не ржавел, его обрабатывают специальным веществом.
И на море, и на суше, и в воздухе, и в космосе — сферы применения стальных канатов безграничны. А их диаметр варьируется от 0,6 до 64 мм. Три года назад белоречане решили пойти дальше и изготовить многопрядный канат с полимерным покрытием диаметром до 90 мм. Они уже получили первые опытные образцы. Таких в России не производит никто.
Спрос на такие канаты есть — в горнорудной и угольной промышленности, газонефтедобыче, судоходстве и других отраслях. Но пока используют в основном канаты американского производства. Белорецкому комбинату с помощью учёных-химиков удалось разработать такую продукцию, которая превосходит импорт по качеству и долговечности, а по цене ниже в два раза.
Чтобы порвать этот стальной канат нужно приложить силу в тридцать тонн. И то порвётся он не до конца.
Разрывная нагрузка нового каната в 90 мм — более шестисот тонн. В проект уже готовы инвестировать. Фонд развития промышленности выделит 255 миллионов рублей. Столько же вложит и само предприятие.
Стальные канаты из Башкирии сегодня востребованы по всей России — от Калининграда до Владивостока. Только за прошедшее полугодие белорецкий комбинат произвёл тридцать тысяч тонн продукции. Очередная партия сейчас готовится к отправке в Челябинск, Татарстан и Волгоград.
Для реализации инвестпроекта на предприятии уже определили помещение, где разместят новое оборудование. А в 2018 году планируют получить первую партию многопрядных канатов. Сегодня каждая третья тонна канатов в России производится в Белорецке.