100 лет гражданской авиации России: как в Башкирии проходит слет пилотов-любителей - сюжет "Вестей"

Слет посвящен 100-летию российской гражданской авиации.

Аэродром "Первушино" принимает участников семнадцатого Всероссийского слёта любителей авиации. Он посвящен 100-летию российской гражданской авиации. Для гостей подготовлено фееричное авиашоу. А сами пилоты обсуждают развитие сверхлегкой авиации. С участниками слета пообщался Глава республики. Тему продолжит — Даниль Байков.

В небе над аэродромом "Первушино" впервые пролетают три легендарных советских ЯК-12. Легкомоторным самолётам уже больше полувека.

За штурвалом ведущего воздушного судна Владимир Филипишин. Уфимский предприниматель — частный пилот с семилетним стажем. Любовь к самолётам испытывал ещё с самого детства. Свою воздушную ласточку мужчина приобрёл в Казахстане.

Владимир Филипишин, пилот-любитель:

- Разработали и выпустили по заказу Иосифа Сталина. Он хотел, чтобы в его Сочинскую дачу, что-то доставляли. Самолётом почту. Хватает буквально для взлёта и для посадки наверное чуть больше ста метров. И его еще использовали как санавиацию.

А это тройка легкомоторных самолётов с тропическим названием "Саванна". Одним из них, с прикреплённым флагом России управляет Оксана Тимофеева. Женщина признаётся, контролировать судно с тяжёлым баннером длиной 18 метров - непросто.

Оксана Тимофеева, начальник авиационно-учебного центра г. Уфы:

- Чем вам нравится авиация?
 — Высокая ответственность, высокая степень свободы и постоянно получаешь интересные задания, от которых ты можешь расти над собой.

Самым завораживающим стал полёт пилота-любителя Фирката Шайхаттарова. Мужчина на огромной скорости и высоте продемонстировал фигуры высшего пилотажа. За плечами предпринимателя и владельца ЯК-55, уже более 20 лет лётного стажа.

Фиркат Шайхаттаров, пилот-любитель:

- Хорошо прошёл полёт. Когда человек уже долго летает, ему уже не страшно.

Своё мастерство зрителям показывали и башкирские парашютисты. Среди них были и представители прекрасной половины человечества.

Альфия Семёнова, парашютист:

- Всё штатно, всё нормально, высота 1500. Свободное падение порядка десяти секунд. Парашют открылся замечательно.

За авиационным шоу наблюдал и Глава республики. Радий Хабиров поприветствовал лётчиков, поздравил всех участников слёта со столетием российской и девяностолетием башкирской гражданской авиации.

Радий Хабиров, Глава Башкортостана:

- Вообще человек всегда любил и хотел, и мечтал летать. Башкортостан это тоже летающий регион. Мы производим двигатели для самолётов, мы производим вертолёты, беспилотные летательные аппараты. У нас есть легендарный лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев, который в том числе работал руководителем ДОСААФ Башкортостана, многое сделал для развития авиации.

На базе аэродрома Первушино прошло и заседание третьего конгресса авиации общего назначения России. Спикеры подчеркнули, что Башкортостан является одним из лидеров по развитию малой, гражданской и коммерческой авиации.

Иван Жаднов, президент межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов "АОПА - Россия":

- Если у меня спросите, кто второй, то до недавнего времени, я бы не сказал, что это Башкортостан, но сегодня это точно так. Башкортостан на мой взгляд находит ту грань, тот баланс между нормальной безопасностью и правом людей на использование воздушного пространства.

Конструкторы и производители поделились своим мнением по поводу производства легкомоторных самолётов и комплектующих к ним.

Сергей Алафинов, председатель совета директоров НПО "Аэроволга":

- Башкортостан, если он нацелен, а это лучший регион, если он нацелен на развитие лёгкой авиации то надо посмотреть возможности промышленности и начать при поддержке местного и федерального уровня начать производить компонентные агрегаты, которые нам необходимы для создания самолетов в легком классе.

Чтобы обсудить все предложения экспертов Радий Хабиров пришласил представителей федерации на "Транспортный час".

Радий Хабиров, Глава Башкортостана:

- Первый вопрос — это вопрос правового регулирования, потому что это авиация и небо безусловно требует правового регулирования. Небо становится более и более обитаемым. Небо требует чрезвычайных мер безопасности, это и техника и правила полёта. Давайте вместе расшивать те проблемы, которые сегодня подняли.

Всероссийский слёт любителей авиации "Открытое небо" будет проходить три дня. Восьмого июля для зрителей организуют авиашоу, концерт и розыгрыш праздничной лотереи. В завершающий день пилоты на десяти самолетах отправятся в Бурзянский район. Там они посетят пещеру и музейный комплекс "Шульган-Таш".