Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Чувашский праздник урожая «Кёрзари» состоялся в селе Суук-Чишмы Кармаскалинского района. На сцене дома культуры 5 коллективов показали древние обряды. Также прошел конкурс народных костюмов и традиционного напитка сыра. Праздничные угощения попробовала и корреспондент «Вести-Башкортостан».
Издревле земледельческие народы после сбора урожая устраивали большой праздник. Чувашский «Кёрзари» — не исключение. Устраивается он в конце ноября – ведь раньше почти все выполнялось вручную, и работы заканчивались позже, чем теперь. Зато, как только зерно оказывалось в закромах, а овощи в погребах, чуваши семьями ходили друг к другу в гости. Приносили подарки, встречали хлебом-солью.
В гости к суукчишминцам приехали несколько коллективов из соседних сел Кармаскалинского района, Уфы, Салавата. На сцене хозяева и гости показали обряды, связанные с Кёрзари, свадьбой и другими датами. Такого большого праздника здесь уже давно не было.
Поэтому на празднике напомнили исконный рецепт сыра. Для его приготовления в ключевой воде кипятили зеленый хмель. К этому же времени у хозяйки под рукой уже был солод.
Пророщенный ячмень высушивали и тут же поджаривали в печке. Эта процедура влияет как на цвет будущего сыра, так и на вкусовые качества. Кипяченую смесь остужают и добавляют хлебную закваску. Сосуд с напитком ставят в теплое темное место на три дня, а затем на неделю в погреб.
Во время праздника прошел также конкурс народных костюмов. Критериями были аутентичность наряда, соблюдение канонов изготовления и ношения.
Особого внимания заслуживает головной убор. У девушек он заостренный и называется тухья, замужняя женщина надевает хушпу.
Наличие серебряных и золотых монет, кораллов говорило о социальной принадлежности женщины, богатстве ее семьи. Для современных же чувашей главная ценность традиционного наряда – в памяти. И многие стараются сохранить домотканое платье в бабушкином сундуке. Чтобы родовая нить не прервалась.