Великие покорители Севера с уральским характером. В этом году в России отмечают сразу два глобальных юбилея: 500 лет с начала освоения Северного морского пути. И 205 лет со дня открытия Антарктиды российскими мореплавателями. История покорения неизведанных территорий тесно связана с именами наших знаменитых земляков. О героях ушедшей эпохи — репортаж Гульшат Валеевой.
Кольский полуостров. 25 километров от Мурманска. Закрытый город Североморск. Именно отсюда многие суда начинают своё движение по Северному морскому пути. В их числе и арктический танкер ледового класса "Штурман Альбанов". Челноков такого типа в мире всего три. И один из них носит имя нашего знаменитого земляка.
Полярный штурман Валериан Альбанов. Легендарный исследователь Севера. Его записи, сделанные во время экспедиции на шхуне "Святая Анна", легли в основу многих географических открытий. Они позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный желоб на границе между Карским и Баренцевым морями и даже предсказать открытие острова Визе.
Но путь этих открытий был полон трудностей и трагических событий. Шхуну практически сразу сковало льдами и долгих два года она дрейфовала в Карском море. Под угрозой надвигающегося голода Альбанов с десятью другими участниками экспедиции покидает судно и начинает свой переход к Земле Франца-Иосифа.
Гульшат Валеева, корреспондент:
«Вот такие каяки группа Альбанова смогла соорудить, покидая "Святую Анну". Только представьте: по льдам, в суровых условиях и самому-то идти тяжело. А тут еще нужно было тащить самодельную постройку. Неудивительно, что к тому моменту, как участники экспедиции дошли до открытых вод, из семи лодок остались только две».
И по этой причине группе пришлось разделиться. Часть землепроходцев отправилась до конечной точки вдоль берега, другая — на каяках. Но и здесь их поджидала опасность. Одну из лодок унесло в открытое море. Из всех участников пешего перехода в итоге выжили только два человека. Штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Их спасение до сих пор многие считают чудом.
Поисковых экспедиций по следам пешеходной группы Альбанова было много. Но успешных — только одна. Именно в 2010 году была найдена последняя стоянка полярников.
Вдохновлялись историей отважных мореплавателей не только поисковые группы. Валериан Альбанов — прототип штурмана Ивана Климова. Героя романа Вениамина Каверина "Два капитана", по мотивам которого в 1976 году был снят одноименный фильм.
А что с экипажем, оставшимся на борту "Святой Анны"? В отличие от фильма, где судно было найдено, в реальности оно пропало без вести в 1914 году. И до сих пор ни одна экспедиция не дала точного ответа о судьбе полярников.
Знаменитый поклон ишимбайского Витязя. Уникального двухзвенного вездехода на гусеничном ходу. Такие машины называют Антарктической армадой России. Так как именно они сыграли особую роль в освоении шестого континента. Интересно, что в 1989-ом, когда корабль с "Витязями" на борту не смог подойти к берегу, снегоболотоходы на глазах у потрясенных иностранцев спустились в воду, проплыли 12 километров и спокойно выбрались на лед. А сконструировал такой многофункциональный транспортёр наш легендарный земляк, фронтовик Константин Владимирович Осколков.
Константин Осколков ушёл на фронт в 18 лет. В составе первой артиллерийской дивизии второго Белорусского фронта освобождал Польшу, Восточную Пруссию, Германию. День Победы встретил всего в двухстах километрах от Берлина. Домой 22-летний старший лейтенант вернулся не только с боевыми наградами, но и с идеей создать машину, которой не было бы равных. Константин Осколков реализовал свою мечту. И больше 40 лет посвятил делу, которое считал главным в своей жизни. Интервью с великим советским конструктором — бесценные кадры Золотого фонда Башкирского телевидения. Константина Владимировича не стало в 2013 году. Но его утверждение о том, что потенциал "Витязя" безграничен, подтверждается и по сей день.
А вот первую страницу в историю освоения "Витязем" Антарктиды вписал Виктор Сбитяков. Водитель-испытатель из Ишимбая сумел раскрыть уникальные возможности и потенциал двухзвенных гусеничных транспортеров в реальных условиях. Виктор Николаевич — единственный участник шести антарктических экспедиций. В общей сложности он провел на шестом континенте девять лет.
В историю покорения новых земель навсегда вписаны и имена других жителей республики. Михаил Семин был одним из тех, кто стоял у истоков гражданского атомного флота. На ледоколе "Ленин" начинал, как инженер-механик с допуском управления реакторами. Дослужился до начальника службы атомных установок Мурманского морского пароходства. То есть обеспечивал бесперебойную работу всех атомных ледоколов страны. А выдающийся полярник Фидус Асхадуллин — это первый человек, ступивший на лед Северного полюса. Интересно, что на шестом континенте на станции "Мирный" есть столб с указателем расстояния от Антарктиды до Ишимбая. Между ними — путь длиной почти в 14 тысяч километров. Но вклад "башкирских витязей" доказывает, что к диаметральным вершинам планеты республика, в которой и моря-то нет, находится гораздо ближе.