Одна из первых уфимских многоэтажек, и элитное жилье для деятелей культуры. Так называемый Дом специалистов на улице Ленина в Уфе буквально облицован мемориальными досками с именами известных личностей. В нем жили актер Арслан Мубаряков, народный поэт Рашит Нигмати, писатель Даут Юлтый и многие другие. В историю необычного дома погрузился Александр Колинченко.
Широкие пилястры с каннелюрами на массивных постаментах с бриллиантовым рустом. Столько слов понятных любому архитектору и не понадобилось бы – будь дом построен на пару лет раньше.
Но случился в советской архитектуре резкий разворот от авангарда к неклассике. Еще не знаменитый «Сталинский ампир», но уже постконструктивизм с его пока умеренным стремлением хоть как-то обогатить внешний облик здания.
Судя по количеству мемориальных досок – не просто красивая пятиэтажка, кстати, одна из первых в Уфе – а Дом специалистов – какие строились в 30-е годы по всей стране. Предназначалась для служащих различных министерств, но так вышло, что большинство квартир досталось культурной элите – известным литераторам и артистам.
Строительство началось в 1933 году и велось не то чтобы быстро. Деньги из Москвы поступали плохо. Ради экономии средств пустили вход кирпичи разобранного главного уфиского храма – Воскресенского кафедрального собора. Однако всё равно не вышло полностью реализовать проект советского дома мечты. Шахты лифтов есть – но они пустуют.
В подъездах ничего лишнего – только лестничные клетки. Железные перила все те же- на клепках, только деревянные поручни новые.
И, к слову, появились не сразу. Дом продолжал частично достраиваться ещё несколько лет после заселения. Известно, что его первые обитатели жили не только без перил, но и без ограждений на балконах.
Александр Колинченко:
“Об одном из таких балконов вспоминала Народная артистка страны Гюлли Мубарякова. Семья занимала две комнаты на четвертом этаже. Мама прилегла отдохнуть, а двухлетнюю Гюлли Арслановну уложила рядом. Однако страсть к познанию мира повлекла ребенка на открытый балкон: с улицы доносились голоса прохожих, пение птиц, распевался сосед, оперный певец Габдрахман Хабибуллин. Еще шаг – и случилось бы непоправимое. Но мамины руки поймали девочку”.
Детям здесь есть где играть. Двор огорожен – и какая-никакая площадка. В центре то, что осталось от фонтана. Хотя, глядя на самые старые фотографии, такой роскоши не видно.
Газ в доме только в пятидесятые появился. У нынешних жильцов на месте дровяных печей ниши для книжных полок, мебели или электрокамина. А довоенную планировку и сегодня можно считать элитной. Четырёхкомнатные квартиры во всю ширину дома, большие окна и высокие потолки. Расположение помещений продумано так, чтобы воздух в них постоянно циркулировал.
Впрочем, не жилищными условиями славен дом, а жильцами. Даже табличка на фасаде, сообщающая об охранном статусе строения, скорее, перечень знаменитых имен. И он далеко не полный.