Заповедник «Шульган-Таш» готовится отметить 40-летие. Образованный для сохранения редкой бурзянской пчелы, известность он получил благодаря наскальной живописи эпохи палеолита в Каповой пещере. А с этого года рисунки древних людей стали всемирным наследием ЮНЕСКО. Нашей съемочной группе удалось снять редкие кадры из закрытых от туристов залов «Шульган-Таша». Данил Денисов продолжит.
В глубине Уральских гор, среди вековых лесов Бурзянского района, находится одно из самых уникальных мест – биосферный заповедник «Шульган-Таш». Его сердце – одноименная пещера, в залах которой на сводах сохранились рисунки древних людей эпохи палеолита. Этой наскальной живописи более 15 тысяч лет и она дошла до нас почти в первозданном виде. А главное отличие от подобных культурных следов каменного века, распространенных по миру, что здесь они созданы в условиях вечной мерзлоты.
Данил Денисов, корреспондент:
«Один из самых знаменитых залов Каповой пещеры – Зал рисунков – находится на высоте 24 метра от входа. В обычное время здесь бывают лишь ученые, но нашей съемочной группе, в честь дня рождения заповедника, сделали исключение. И год особенный: с этого года эти рисунки – всемирное наследие ЮНЕСКО».
Раньше туристы здесь бывали часто, оставляли многочисленные граффити, которые ученым пришлось убирать длительное время. Нашей съемочной группе выпала редкая возможность заглянуть в те самые потаённые залы — всего на несколько минут, чтобы не нанести хотя бы малейшего вреда микроклимату пещеры. По лестницам, в сопровождении научного сотрудника, более 15 лет ведущего мониторинг и наблюдение за состоянием наскальной живописи, мы поднялись наверх. Причина закрытия уникального объекта для посещений кроется в накоплении углекислого газа, который может нанести вред древним рисункам.
Ольга Червяцова, научный сотрудник государственного природного биосферного заповедника «Шульган-Таш»:
«Нам нужно рассчитать количество людей в разные сезоны, которые могут посещать эту пещеру без вреда для ее микроклиматического режима и для наскальной живописи. Углекислый газ, растворяясь в воде, превращается в угольную кислоту. Угольная кислота очень агрессивна для кальцита, из которого состоит известняк, слагающий пещеру, из которого состоят коры кальцита, покрывающие рисунки. Соответственно, могут корродировать, то есть, проще говоря, растворить».
Заповедник Шульган-Таш – территория, где обитают редкие виды животных и растений, из которых более 30 видов флоры и фауны занесены в Красную книгу России. Он не перестает привлекать внимание ученых. А для туристов — это возможность познакомиться с уникальным природным и культурным наследием. В музейном комплексе, открытом в 2022 году, представлены точные копии стен с наскальной живописью, созданные реставраторами с мировым именем. Это было одним из ключевым условий комиссии всемирного наследия ЮНЕСКО при рассмотрении вопроса о присвоении международного статуса.
Михаил Косарев, директор государственного природного биосферного заповедника «Шульган-Таш»:
«Поэтому хотелось, чтобы она имела соответствующий статус международный. Тут же была реакция в форме двух постановлений Правительства. Началась работа. И очень быстро по российским меркам, за 2 года был создан комплексный биосферный резерват ЮНЕСКО, работающий по международной программе «Человек и биосфера».
Изображения лошадей, мамонтов и причудливых геометрических знаков, а также один из первых известных в мире верблюдов с июля этого года вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые найти их и еще более двух сотен объектов живописи удалось зоологу Александру Рюмину в 1959 году. Это событие и принесло заповеднику всемирную известность. Но сам он образован годом ранее и с другой целью – для сохранения бортевого пчеловодства.
Фитрат Юмагужин, главный научный сотрудник государственного природного биосферного заповедника «Шульган-Таш», доктор биологических наук:
«Заповедник «Шульган-Таш» изначально, как Прибельский филиал Башкирского заповедника, в 1958 году был организован для изучения и сохранения бурзянской популяции темной лесной пчелы. Именно ради того, чтобы сохранить изначально породу пчел, которая будет давать качественный мед, качественную продукцию, и будет основой для племенной работы для настоящих пчеловодов».
Бортевой мед без преувеличения самый полезный в нашей стране. Его уровень диастазы, то есть биологической активности, наивысший среди аналогичных продуктов. И этому способствуют перенятые особенности дикой пчелы от доисторических предшественников.
Данил Денисов, корреспондент:
«Все дело в них – диких пчелах, дающих самый качественный, самый редкий и вкусный мед. Но и здесь время не стоит на месте – ученые применяют современные технологии: внутри борти установлены датчики контроля качества воздуха, вся техника работает на солнечных батареях и даже применяется искусственный интеллект».
«Бурзянки» исключительны в работоспособности, устойчивости к морозам и болезням, а также они особенно привередливо подходят к выбору нектара, собирая его только на липах. Но из-за трудоемкости в сборе меда и высокой конкуренции с пасечным пчеловодством – бортевое оказалось на грани исчезновения. Важную роль в его сохранении сегодня играет именно научное сопровождение. Шульган-Таш – больше, чем пещера и больше, чем заповедник. Это место, где в первозданном виде сохраняется тысячелетняя история человечества и древние традиции — в сочетании с красотой нетронутой природы Урала. А международный статус ЮНЕСКО сделал это место не только гордостью Башкортостана, но и всемирным достоянием.







