Только в республике живут более 50 свидетелей тех страшных событий. Одному из них, Наилю Даминову, в детстве вместе с семьёй пришлось проделать долгий путь в родной Башкортостан. Они спаслись чудом, покинув осаждённый город. У него в гостях побывала наша съёмочная группа. Материал Ксении Мирокиянц.
Потёртый снимок с оторванным уголком — единственное, что осталось Наилю Сираевичу в память об отце. История их семьи в городе на Неве началась ещё в тридцатые годы. Тогда по деревням республики ездили вербовщики, которые собирали людей на застройку Ленинграда. Так семья Даминовых покинула родные края и обосновалась в северной столице ещё до начала Великой Отечественной войны.
Наиль Даминов, блокадник Ленинграда:
«Мама работала на фабрике «Красный треугольник». Я у неё спрашиваю, ты, что делала там? Я говорит — галоши клеила. А отец работал шофёром на автобазе ленинградского политехнического института».
На войне отец Наиля Сираевича был связистом. После ранения в 1943-м оказался в госпитале, но выжить ему не удалось — о смерти бойца семье написал его товарищ. Его супруге с детьми чудом удалось покинуть город до начала полной блокады. Тогда мать наотрез отказалась отправлять сыновей отдельным «детским» поездом, и, сама того не зная, подарила им вторую жизнь. По дороге эшелон попал под вражеский огонь.
Наиль Даминов, блокадник Ленинграда:
«Самолёты не вывозили никого, все дороги автомобильные были перекрыты. Одна железная дорога через Тихвен осталась. И через неё наш эшелон выехал. Только мы отошли из Ленинграда и тут же прилетели немецкие самолёты-разведчики, они всё облетели кругом. Наша детвора машет им руками, кто платком, кто чем».
Пассажиров охватила тихая паника: каждый миг люди ждали удара. Но вопреки опасениям небо осталось чистым. Проделав сложный путь через Ярославль на пароходе по Волге, а затем — на поезде, семья, наконец, добралась до Уфы. Там их приняли родители матери.
Наиль Даминов, блокадник Ленинграда:
«Мы из Ленинграда приехали, я говорил только по-русски, а бабушка только по-татарски говорила. Она меня не понимает, я её не понимаю».
Конечно, потом Наиль Даминов в совершенстве освоил родной язык, а вот русский пришлось подтягивать. Во время блокады Ленинграда он был ребёнком и, несмотря на это, до сих пор хорошо помнит о тех страшных событиях.
Ксения Мирокиянц, корреспондент:
«Именно из таких репродукторов жители Ленинграда, отрезанные от всей страны, узнавали новости с фронта. Уже в первые месяцы на домах установили около 1500 громкоговорителей. Возле них постоянно собирались толпы людей и обсуждали услышанное, радуясь победам и переживая неудачи».
Ровно 82 года назад, 27 января 1944 года, завершилась одна из самых трагических глав Великой Отечественной войны — была полностью снята блокада Ленинграда. Это единственный в мировой истории город, который выстоял в кольце врага почти 900 дней. Сегодня в Башкортостане проживают более 50 человек — живых свидетелей тех страшных событий.
Владимир Волков, научный сотрудник Республиканского музея Боевой Славы, руководитель Поискового движения России в РБ:
«Очень много людей было эвакуировано из Ленинграда на территорию нашей республики, предприятия были эвакуированы, для меня, как для поисковика самое главное, что на территории Ленинградской области воевали уроженцы нашей республики. Почему именно туда начали выезжать самые крупные наши экспедиции? Потому что там огромное количество уроженцев нашей республики погибли, пытаясь прорваться к осаждённому Ленинграду».
По всей республике отметили День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В Стерлитамаке жители возложили цветы, выражая почтение всем защитникам осаждённого города. В рамках Всероссийской акции "Блокадный хлеб" комбинат специально изготовил изделие по приближенному рецепту тех тяжёлых времен. В Учалинском районе прошёл урок памяти. Школьники смотрели исторические документы, фотографии и фильмы о судьбах людей того времени. А в Чишмах волонтёры Победы раздавали прохожим информационные буклеты и кусочки хлеба весом 125 граммов.
История семьи блокадника Наиля Даминова — это пример исключительного мужества. Сейчас его жизнь наполнена семейным теплом, у него двое детей и двое внуков. Тем не менее, воспоминания о суровых годах в Ленинграде не меркнут со временем, и он по-прежнему бережно хранит память о героизме людей, которые выстояли, защищая город на Неве.







