А в Уфе планируется открыть Визитный дом. Об этом было заявлено на панельной дискуссии в Бирске. Для участия в саммитах ШОС и БРИКС в Уфу приедут 14 тысяч человек. Здесь будут заключены важные бизнес-договоры. К этому времени республика уже должна стать узнаваемой.
В середине января в Уфе продают «бирские» яблоки. По крайней мере, так написано на ценниках. В соседнем ларьке лежат точно такие же, но краснодарские.
Бирские яблоки в Уфе можно купить за 69 рублей. То, что в самом Бирске пока нет достаточного количества питомников и хранилищ, кажется, никого не интересует. Если покупатели готовы платить, то предприимчивые люди всегда найдутся. Вот она – настоящая сила бренда.
Возрождением имиджа яблочной столицы в Бирске занимаются уже три года. Приуроченный к этой идее фестиваль «Бирское яблоко» даже получил специальный приз Всероссийского конкурса в области событийного туризма. «Яблочная» идея уже дает первые плоды.
Бирск позиционирует себя и как старинный уездный город. Ему 350 лет, и в отличие от более древней Уфы здесь практически не тронуты исторические постройки. В центре города восстановили музей, купеческий рынок, реконструировали храм. История всегда привлекает туристов. В одном из самых наиболее узнаваемых и подготовленных к этому городов республики и было решено обсудить проблемы брендирования регионов.
Вячеслав Гилязетдинов, в прошлом сам предприниматель, настойчиво повторяет, что бренд – это не самоцель. Главная задача — привлечение туристов. А это уже даст толчок к повышению предпринимательской активности. Особенно это важно в преддверии саммитов ШОС и БРИКС, которые посетят 14 тысяч человек. Причем продвигать Башкортостан на международном уровне стоит ни во время проведения саммитов, ни после – а именно сейчас.
Мало привлечь внимание — его надо удержать. Нужна база. В Уфе к весне обещают представить туристический маршрут, а улицу Ленина сделать пешеходной по выходным дням, чтобы наконец в городе появился свой Арбат. И главное, чего в Уфе не было до сих пор, – появится Визитный дом, откуда туристы смогут начать свое путешествие по городу.
Выбор бренда города или региона – шаг достаточно серьезный, и подход к нему должен быть фундаментальным. Чтобы позже не случилось то, с чем столкнулись, к примеру, в Пермском крае. С 2010 года регион стремился победить в европейском конкурсе и стать культурной столицей. Предполагалось, что узнаваемость региона привлечет внушительные внешние инвестиции. Символом культурной революции стали красные человечки, установленные в городе. В бывшем здании речного вокзала был открыт Музей современного искусства, а каждое лето в Перми проходил фестиваль «Белые ночи». Но спустя три года амбициозный проект назвали утопическим, а Пермь так и осталась уральским промышленным городом. Любая инициатива, говорили на совещании в Бирске, в формировании имиджа региона должна исходить от самих жителей республики и быть поддержана властями. Связующим звеном здесь должны стать средства массовой информации.
На вопрос «С чем ассоциируется у вас Башкортостан?» многие, не задумываясь, ответят: «С башкирским медом, кумысом, кураем и Салаватом Юлаевым» – всем тем, чем республика давно по праву гордится. Но для привлечения туристов лишь этих брендов мало. Системное формирование имиджа, то, к чему стремились в огромной Перми, и чего шаг за шагом добиваются в маленьком Бирске, должно приобрести общереспубликанские масштабы.