Внутренний туризм в Башкирии стал доступнее. Эта отрасль не стоит на месте. В минувшем году наша республика поднялась в рейтинге туристически привлекательных регионов России и заняла 11-ую строчку. В этом году небывалый поток отдыхающих на горнолыжные курорты республики. Все гостиницы были забронированы ещё задолго до Нового года. Между тем, назрела необходимость создания бренда Башкортостана. Какой смысл он должен нести гостям республики и что получат местные жители, выяснял Анвар Аслямов.
Раннее утро. Железнодорожный вокзал в Уфе. У кассы пригородных поездов пока немноголюдно. Но как только подают состав на первый путь, к нему начинают подтягиваться пассажиры.
Поезд "Легенда Урала" до Белорецка начал ходить с ноября 2017 года. Специально для туристов и покорителей горнолыжных склонов в вагонах предусмотрены стеллажи для спортивного инвентаря.
Этот поезд называют рельсовым автобусом. Комфортабельные кресла, просторные вагоны и доступ к интернету, который особенно необходим тем, кто купил электронный, а не бумажный билет.
Поезд "Легенда Урала" идёт 4,5 часа. Он назван так в честь одноимённого кластера. И, по сути, должен стать новым витком в развитии санаторно-курортных и горнолыжных комплексов.
Вместе с супругой Анвар Даутов отправился на склоны в Абзаково. Говорит, что по деньгам поездка выйдет даже дешевле, чем на машине. К тому же для пассажиров поезда трансфер до горнолыжной базы уже включён в стоимость билета.
Проект реализуется совместно с Госкомтрансом и комитетом по предпринимательству и туризму республики. Испытать новый поезд смог и главный новогодний персонаж — Дед Мороз, который посетил каждую из пяти своих гостевых юрт.
По подсчётам перевозчика, за выходные Легенда Урала доставляет в Белорецк около 500 человек. А такие курорты, как Абзаково и Мраткино, получили шанс увеличить турпоток.
Обычно Легенда Урала курсирует 3 дня в неделю – с пятницы по воскресенье. Но в праздничные дни расписание поменялось – поезд ходит со второго по восьмое января включительно.
Повысить число отдыхающих намерены и в санатории Якты-Куль в Абзелиловском районе. В этом году здравница выкупила магнитогорский дом отдыха "Берёзка". Республиканский бюджет выделил на это 130 миллионов рублей.
Другим приобретением региона стал санаторий «Юбилейный» в Евпатории. Башкортостану его подарила республика Крым. По ожиданиям Рустэма Хамитова, это послужит толчком к развитию экономических отношений с полуостровом.
Создание туристических кластеров и геопарков – ещё одна мера по развитию туризма. В 2018 году откроется природный парк «Зилим» в Гафурийском районе. А в министерстве иностранных дел страны уже поддержали идею республики включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО биосферный резерват «Башкирский Урал». В его состав входит и знаменитая пещера Шульган-таш. Этой зимой там открыли миру изображение верблюда эпохи палеолита. Сейчас решается вопрос дальнейшего сохранения наскальной живописи.
Аналогичные шансы имеет и создаваемый в Салаватском районе геопарк "Янган-Тау". В его составе — 20 геологических объектов, в том числе — Мечетлинский разрез. Окаменелое дно мирового океана, место, где сохранились сотни видов вымерших рыб и головоногих моллюсков. Примерный возраст — около 280 миллионов лет. Республика привлекательна для гостей не только с научной, но и с этнографической точки зрения. Окунуться в историческое прошлое башкир можно на берегу Нугушского водохранилища. Там установили настоящие войлочные юрты и воссоздали быт полукочевников.
Как отмечает автор проекта Эмиль Каримов, в республике практически не устанавливают оригинальных юрт. Поэтому своей задачей он видит популяризацию летних юртовых стоянок и сохранение исторического наследия народа. В перспективе — организация круглогодичного отдыха на базе этно-парка "Инайя" за счёт строительства купольных домов.
Башкирская лошадь, кумыс или мёд. Понять, что же привлечёт туристов в республику, взялась одна из рекламных студий Уфы. Она занимается созданием туристического бренда Башкирии.
В формировании концепции помогут почти два десятка экспертов из России и зарубежья. Брендбук должен быть готов к концу марта следующего года.
Эксперты отмечают, что наряду с туристическим брендом требуется и развитие инфраструктуры. Однако сегодня турбизнес республики попал в замкнутый круг: гостей мало потому, что нет бренда, а бренда нет из-за низкого турпотока, отсутствия качественных дорог и проработанных маршрутов. Но если раньше этим никто не занимался, то теперь Башкортостан намерен выбиться в лидеры рейтинга турпривлекательности.