«Новогодняя сказка в Нестеровском музее» – красивая праздничная выставка, уже традиционно открывающаяся в залах музея в канун Нового года и Рождества.
В экспозиции «Новогодней сказки» – 126 произведений 56 художников из Уфы, Стерлитамака, Нефтекамска и Янаула и 4-х творческих объединений – Студии художественного текстиля «Кускар», Народного клуба любителей шитья из лоскута «Надежда», Клуба народных традиций «Краснотал» и творческого объединения «COS*MЫ».
Одно из главных достижений «Новогодней сказки» – экспонирование совместных произведений, созданных педагогом Уфимской детской школы искусств, заведующей художественным отделением Ольгой Мартьяновой и её учениками.
Другими достижениями, помимо визуальной красоты, стали достижения аналитические: выставка показывает, что доминирующее положение по-прежнему занимает текстиль, а на внутривидовом уровне – техники квилтинга и лоскутного шитья. (Хотя в экспозиции выставки, как и в прошлые годы, – батик, гобелен, аппликация, вышивка – техники, свидетельствующие, что современный художественный текстиль, исторически занимающий особое место в декоративно-прикладном искусстве Башкортостана, представляет собой многообразие текстильных материалов и техник.)
Интерес к техникам квилтинга и лоскутного шитья легко объясним: причина всему – лоскутные фестивали (международные, всероссийские, республиканские) и главный в этом ряду – Всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России», проходящий каждые два года в текстильной столице России – Иваново. Если суммировать все награды, завоёванными текстильщицами Башкортостана на этих и других престижных выставках и конкурсах, то, кажется, пришло самое время говорить о современной школе башкирского текстиля. Среди известных художников по текстилю, экспонирующих свои произведения на «Новогодней сказке», – руководитель Студии художественного текстиля «Кускар» Стелла Маркова, руководитель народного Клуба любителей шитья из лоскута Ольга Суткевич, а также Жанна Грибова, Роза Юлдашбаева, Маргарита Нигаметзянова, Мадина Лачинова, Людмила Шагабутдинова, Елена Нелюбина, Елена Шевченко, Гузель Мустафина.
Исторически неотрывная от текстиля кукла переживает сегодня не меньший, чем текстильный, «бум», объяснение чему следует искать в её «этимологии». Имеется в виду унаследованный современной куклой от древней традиции образный универсализм: кукла – и друг-оберег маленькой девочки – будущей хозяйки, и её первый ребёнок, и источник особой красоты в доме, и гарант душевного покоя человека.
Современная кукла вобрала в себя всё многообразие вековых художественных процессов, начиная с первых кукол и игрушек до куклы сегодняшней, синтезирующей различные материалы, технические приёмы и спектр назначения: современная кукла – это и кукла-игрушка, и кукла-сувенир, и кукла экспозиционная, и кукла театральная. Все её современные «ипостаси» берут своё начало от той куклы-красавицы, которая занимала почётное место в красном углу крестьянской избы, «присутствовала» на свадьбе, украшая свадебный пирог или приданое невесты. Самые красивые лоскутки ткани, декоративные ленты и тесьму использовали будущие невесты для костюма своей любимицы. Оттуда, из древней традиции одушевления куклы, – и стремление современных художников ввести кукольный образ в ту или другую сюжетную ситуацию или жанровую многофигурную композицию. Неоценимый вклад на этом пути вносят известные кукольники Башкортостана: главный художник Башкирского государственного театра кукол Андрей Волков, «жанристы» Рафида Губайдуллина и Ирина Хлёсткина, Александра Елхина и автор народных кукол, руководитель Клуба «Краснотал» Людмила Василькова.
Ещё одна особенность настоящей выставки – расширение её видового спектра. Если в первой «Новогодней сказке» экспонировались только текстиль и кукла, то в «Сказке» сегодняшней – разнообразие материалов и техник их художественной обработки. Это керамика Виталия Николаева, Михаила и Ирины Таранов, Ляли Галеевой, Леры Безруковой и Альбины Радюн, эмали Азамата и Гульназ Гилязетдиновых, резьба по камню Рамили Фазлеевой, резьба по бересте Юрия Дорофеева, войлоки Ольги Литвиненко, Земфиры Гилязовой и Ляйсан Гильмановой, мех Розы Юлдашбаевой.
Уникальность выставке придают и всё чаще появляющиеся в экспозициях декоративно-прикладного искусства арт-объекты. Именно они «продиктовали» символико-метафорические названия залов. Так, зал № 6 (начало экспозиции) с «райским садом» Ильдара Гильманова и крупноформатными текстильными композициями «Рефлексы» и «Мы с Малевичем» творческого объединения «COS*МЫ» получил название «Праздник», зал № 7 со «Звездой» Марата Марина, посвящённой Марине Цветаевой, бело-золотыми арт-объектами Инны Абзаловой и Светланы Надольской и «белым сказочным городом» Лианы Нигаметзяновой – «Морозное утро», зал № 8 с вертепами Андрея Волкова и Ольги Литвиненко и золотой «народившейся» звездой Регины и Ильдара Арслановых – «Рождество». Два последних зала объединены ещё и несколькими ёлочками – «красной» ёлочкой Динары Гарифуллиной, «керамической» ёлочкой Елены Литвиненко, «праздничными» ёлочками Ольги Мартьяновой и её учеников и «текстильной» ёлочкой Гузель Мустафиной.
… Рождественское чудо… Новогодняя сказка… Она собрала в свой большой хоровод всю вселенскую красоту – реальную и придуманную, традиционную и современную. Красоту, созданную руками и сердцем лучших прикладников Башкортостана. Данную выставку в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова уфимцы и гости города могут посетить до 28 января включительно.