Свой первый в этом году концерт дали музыканты Национального симфонического оркестра республики. В программе двух отделений – музыка из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского. За дирижерским пультом – Раушан Якупов. Среди зрителей, которые не испугались ударившего в этот день мороза, оказалась и съемочная группа «Вести-Башкортостан».
Слышите звук волшебных колокольчиков? И что это за инструмент? Оператор вот тоже не сразу понял. Нечасто в Национальном симфоническом оркестре республики используется челеста. Кстати, именно благодаря Чайковскому она впервые зазвучала в России более ста лет назад.
Почему на своем первом концерте в только начавшемся 2018 году, когда в воздухе еще ощущается запах новогодней ёлки, оркестранты решили исполнять именно «Щелкунчика»? Кажется, что ответ спрятан в самом вопросе.
Оркестр довольно часто исполняет «Щелкунчика», но в виде сюиты, однако в этот вечер произведение прозвучало целиком. Надо сказать, что уфимцы за последний месяц наслаждались этим шедевром как минимум трижды. На сцене Башкирского театра оперы и балета в исполнении наших артистов, а чуть раньше свою версию постановки представила труппа Самарского театра, хотя и под фонограмму.
Во всех балетах Чайковского – музыка — это равноценная сценическому действию составляющая и звучит самодостаточно даже без хореографии.
Как известно, это был последний балет Чайковского. Начало 1890-х стало для композитора временем размышлений о жизни и смерти. Тогда же были созданы его самые трагические сочинения — «Пиковая дама» и Шестая симфония. В музыковедении последних лет высказывается идея, что «Щелкунчик» — это сочинение из того же ряда, балет о смерти и бессмертии. Впрочем, говорить можно всё что угодно, но красота музыки от этого не померкнет.