Труд журналистов, типографских рабочих, бумага, краска – это лишь некоторые затраты, говорит Гузель Гильманова. Зачастую большую часть расходов газетной индустрии составляет доставка почтой. Услуга эта должна была возрасти на 11 процентов. Такую информацию Издательский дом «Комсомольская правда» получил в конце прошлого года. Но позже стало известно, что для ежедневных газет стоимость доставки сохранена на прежнем уровне.
«Почта России» объявила о замораживании тарифов на доставку ежедневных газет. Такая антикризисная мера. Ведь именно общественно-политические издания почтовый оператор называет наиболее важной и одновременно уязвимой категорией. Мера начнет действовать 1 апреля – в день, когда стартует подписка на второе полугодие 2015 года. Под данный критерий подпадают издания, которые имеют периодичность издания не менее 110-ти в полугодие. Для них тарифы на доставку останутся на уровне 2014 года.
На поддержку подписки в период подписной кампании «Почта России» направляет порядка 700 млн рублей. Кроме заморозки тарифа на доставку ежедневных изданий, в два раза снижается пороговый тираж республиканских СМИ для получения 17-процентной скидки на доставку.
На неделе в республике стартует досрочная подписка. Она продлится в течение десяти дней. Выписать газету читатели смогут по ценам 2014 года. И эта акция тоже нацелена на то, чтобы привлечь читателей, сохранить подписку, а значит спасти печатные издания в сложившейся ситуации.
Более того, участники декады - федеральные и региональные СМИ — помимо прошлогодних цен, обещают и скидки. Снизить цену: на пять процентов для федеральных изданий и на десять — для региональных и местных планирует и «Почта России».
Принимаемые меры должны создать условия для сохранения печатной индустрии. Ведь только в прошлом году, из-за отмены «Почте России» трехмиллиардных субсидий из бюджета на доставку подписных изданий, число подписчиков в республике сократилось на 20 процентов. Заморозку тарифов директор Уфимского представительства "Российской газеты" называет еще вчерашней необходимостью. Зарабатывать на подписке, говорит он, сегодня невозможно. Спасает реклама. Главное – удержать читателя.
«Парадокс в том, что сегодня для того чтобы, к примеру, проводить в жизнь решения правительства Российской Федерации, указы президента, даже качественные издания должны заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, рекламой. Они вынуждены это делать для того, чтобы выжить», — поясняет Альфред Аглетдинов.
Книжки-малышки, почетные грамоты – за то, что выбрали журнал, подарки –для подписчиков. Таки образом, говорит главред журнала «Акбузат», они привлекают своего юного читателя. Ведь в особо сложной ситуации сегодня оказались национальные издания и детские. На рекламе им не заработать. Нужно брать качеством. В свое время тираж издания составлял 20 тысяч экземпляров. Сегодня здесь рады тому, что удерживают на уровне 6 тысяч.
Проблема распространения газетной продукции – в числе основных. Недостаточно киосков. По официальным данным, в России на 100 тысяч жителей приходится 33 точки продажи прессы. В Германии, к примеру, – их в пять раз больше. Но, как театр начинается с вешалки, так печатная индустрия – с почтового ящика. Эксперты призывают законодательно запретить использование почтовых ящиков для распространения рекламы и бесплатных газет. Ведь это отталкивает подписчиков.
Звенья одной цепи – это не только «Почта России» и печатные издания. Многое зависит от полиграфии. Падение национальной валюты по этому звену ударило особенно заметно. Дорогостоящее современное оборудование, что позволяло быть вне конкуренции, говорит директор издательства «Башкортостан», закуплено в Германии. Теперь цены на комплектующие выросли дальше некуда. Предположительно на 20 процентов с первого марта увеличивается стоимость газетной бумаги. Казалось бы, полиграфисты просто поднимут цены на услуги. Но и тут не все так просто.
«Полиграфическая отрасль на 80 процентов импортозависимая. Все материалы, которые мы приобретаем, они продаются за доллары, евро. И за последнее время увеличилась стоимость запасных частей в четыре раза. Нам необходимо увеличить стоимость наших услуг. Но мы это не в состоянии сделать, потому что потеряем заказы», — говорит директор издательства "Башкортостан" Дмитрий Безрукавников.
По самым неутешительным прогнозам, в течение 2015 года в России закроется до половины печатных изданий. Все надежды сегодня возлагаются на господдержку и рекламодателей. Лишь комплексное решение проблем печатной индустрии позволит сохранить бумажную газету.