«Говорит и показывает Уфа» — они не произносили этих слов, но без них телевидение было бы невозможно.
Режиссеры, операторы, осветители. Ветераны башкирского телевидения. Они были первыми, кто дал команду «Камера, эфир!»
Новая, только что открывшаяся телестудия стала для них буквально дорогой жизни. Режиссер Луиза Даянова до сих пор помнит, как вместе с первым директором Гузаировым они в резиновых сапогах по грязи — стройка тогда еще не закончилась — бежали с бобинами пленки из монтажной на эфир.
Кто из газеты, кто из театра, а Рафаил Мухаметович пришел на телевидение прямо из геологической разведки. Взяли осветителем. Через год доверили камеру, а спустя еще несколько лет Арсланова назначили на должность режиссера.
Фильмы башкирских режиссеров перед эфиром проходили тщательную проверку в Москве. Снять фильм было проще, чем представить его на суд комиссии.
А однажды произошел казус. Повез Рафаил Мухаметович в Москву фильм "Башкирский мед", взял с собой и сладкий гостинец, который подарил членам комиссии перед просмотром. Но неожиданно во время показа в зал зашел еще один человек.
Фильм одобрили все, кроме опоздавшего зрителя, который вдруг громко заявил, мол, на экране мед видел, красивый, а попробовать-то можно? Это оказался Эльдар Рязанов.
И таких историй у них сотни. Уже не найти те первые студийные камеры, в них было столько платины и золота, что после эксплуатации их под строгим контролем сдавали государству.
Леонид Александрович – один из немногих, кто по сей день продолжает работать. Его первая пленочная камера, которую он сохранил для музея, тоже исправна.
Но пленку сегодня можно найти разве что в шкафах таких же ностальгирующих о прошлом монтажерах. Сегодня на телевидении пленку уже давно не проявляют.
Экскурсия в прошлое стала путешествием в будущее. Плазменные студии, цифровые камеры… Наблюдая, как меняется и развивается телевидение, им хочется вновь встать у штурвала. Но на предложение вернуться они лишь скромно улыбаются.