В Институте нефтехимпереработки изобрели уникальный битум – он позволяет увеличить срок службы дорожного полотна в несколько раз. Казалось бы, решение проблемы разбитых дорог найдено. Но сделать это, как ни парадоксально, мешает закон. Оказалось, российские ГОСТы не разрешают укладывать слишком прочный асфальт. К вопросу изменения региональных стандартов подключились в правительстве.
Дороги в начале апреля водители сравнивают со стиральной доской. Так долгожданная весна ломает российские дороги. Эту проблему удалось решить уфимским ученым.
При температуре в 25 градусов пластины нового битума испытывают на растяжимость. Это не влияет на долговечность дороги, говорят ученые. Но это безусловный показатель качества. Битум, созданный по новым технологиям, может тянуться до полутора метров.
Работа над созданием этого вида высокопрочного битума началась ещё в 2011 году. Учёным удалось достичь беспрецедентной температуры хрупкости — на целых 8 градусов ниже уровня ГОСТа. То есть битум сохраняет свои свойства даже в морозы до минус 24 градусов и при резком колебании температур. Проверить высокопрочный материал решили минувшей осенью. В качестве эксперимента асфальт с улучшенными характеристиками использовали на участках дорог в Стерлитамаке и Мишкинском районе.
Экспериментальные участки дорог разделили на две полосы. Получилось как в известной рекламе. На этой стороне уложили асфальт с использованием обычного битума. На этой – высокопрочный. Как только среднесуточная температура воздуха будет выше нуля, сюда приедет дорожная лаборатория и проверит, как перезимовало новое покрытие.
Похожие разработки уфимские учёные представляют миру не впервые. На основе их разработок был построен участок на трассе Белорецк-Учалы. Без ремонта он прослужил целых 18 лет. Есть подобный пример и в столице республики. Мост над Каменной переправой в Уфе построили еще в 2009 году. Здесь применили стандартный битум, но с улучшенными материалами. Из-за чего стоимость строительства выросла почти на треть. Но уже шестой год дорога с интенсивным движением эксплуатируется без единого ремонта.
Любое применение новых технологий ведет к удорожанию строительства, говорит директор Института нефтехипереработки. И это оголяет новую проблему. Из-за жесткого антимонопольного закона использовать в работе в итоге приходится более дешёвый и значительно менее качественный асфальт. В результате чего на рынок новые разработки просто не доходят.
В настоящее время, по словам Эльшада Теляшева, существует ещё одна проблема — и она парадоксальна. Высокотехнологичный башкирский асфальт не соответствует требованиям ГОСТа. Оказалось, что формально новый материал оказался прочнее требуемого. Сейчас проблему сообща решают учёные, дорожники, республиканские власти. Они начали разработку новых региональных стандартов.
Федеральные дороги в республике сегодня составляют лишь 10 процентов. Все остальные — в ведении республики. Так что создание новых региональных стандартов позволит наконец решить вечную проблему с дорогами.