"Мы должны понимать: нам необходимы мигранты, чтобы наша экономика шла в рост, работала. Хотелось бы видеть таких мигрантов, которые приезжали бы сюда на длительный срок проживания, на постоянное, возможно, место жительства, приезжали бы семьями. Здесь бы заводили семьи. Мигранты, которые приезжают на сезон, это, как правило, низкоквалифицированные рабочие. Нам же, конечно, хотелось бы, чтобы были мигранты с более высокой квалификацией. Если мы хотим видеть более-менее долговременную миграцию, то есть приезжающих на более длительные сроки, естественно, они будут и сами заинтересованы здесь интегрироваться в жизнь нашей республики. Если это семьи, дети, то им нужна определенная социальная инфраструктура, конечно. То есть, наверное, назрела острая необходимость внести какие-то изменения в наши региональные законодательные акты с учетом того, что нам необходимы мигранты. <…> Очень важно работать и с семьями мигрантов. Ведь сейчас усилилась женская составляющая. Если раньше временная трудовая миграция была в основном с мужским лицом, то сейчас женщины активно приезжают, и вместе со своими мужьями. Это должно быть более глубинной работой, связанной с интеграцией нового поколения мигрантов", – сказали в программе "Гость в студии" на "Радио России-Башкортостан" в понедельник, 9 декабря 2024 г
Гости студии: руководитель Научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ при главе РБ, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований АН РБ, к.э.н. Яна Скрябина и ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института стратегических исследований АН РБ, сотрудник научной лаборатории социальных и демографических исследований УУНиТ, к.и.н. Гульдар Ахметова.
О дисбалансе трудовых ресурсов
Яна Скрябина: "Миграционная политика, как на уровне России, так и на уровне регионов республики Башкортостан, должна быть продуманной. Мы должны знать баланс трудовых ресурсов. Мы должны понимать, как у нас протекают демографические процессы, что нас ожидает в ближайшей среднесрочной и дальнесрочной перспективе. Несмотря на повышение пенсионного возраста мужчин и женщин, мы вступаем в фазу, когда численность, удельный вес трудоспособного населения начинает снижаться, начинает увеличиваться доля людей в возрасте старше трудоспособного. Но при этом у нас снижается доля детей. Если в среднем каждый год на пенсию выходит порядка 80 тысяч человек, плюс-минус, то им на смену приходят где-то плюс-минус 40 тысяч шестнадцатилетних. То есть практически в два раза меньше. Понятно, что у нас идут процессы цифровизации, автоматизации и так далее, но мы не успеваем, нам нужны специалисты сегодня, оголяются многие сферы, где нам просто не хватает рабочих рук. Это все можно просчитать, то есть здесь мы должны понимать какие профессии, какие производства отмирают, будут отмирать завтра, чего у нас не будет. Мы должны понимать, что мигранты в целом в России, в республике Башкортостан, нам нужны. Только мы должны понимать, какие именно нам нужны мигранты".
О миграционной привлекательности
Гульдар Ахметова: "Миграция может быть и долгосрочной, когда люди сюда приезжают жить, остаются здесь на постоянное место жительства. И другая категория мигрантов, которая составляет большинство, – по статистике их около 90 % – те, кто приезжают на определенное время, временно трудятся и уезжают. <…>. Сейчас страны бывшего Советского Союза – наши основные миграционные доноры. Узбекистан и Таджикистан – это две страны, которые нам поставляют основную массу трудовых мигрантов. В республиках Средней Азии сейчас наблюдается тренд, когда мигранты молодого поколения начинают больше ориентироваться на другие страны, так что Россия постепенно может перестать быть миграционно привлекательной. И поэтому, наверное, России надо все-таки сохранить вот эту позицию лидера по миграционной привлекательности. И вот этот контроль, о котором мы говорили, формирование новых законодательных механизмов должно быть направлено не только на ужесточение. И здесь очень важно, чтобы была и безопасность обеспечена, но и эти правовые механизмы не должны отталкивать, а они как-то должны помогать. И здесь вот я хотела бы, чтобы в этом законодательном поле звучал и такой участник этого процесса как работодатель. Понятно, что работодатель зависит, в свою очередь, от того нормативного поля, которое существует в этой сфере, он не свободен, но в то же время такие вещи как соблюдение прав трудовых мигрантов, режима труда, рабочего времени и так далее – эта сфера, наверное, тоже в законодательстве должна быть как-то учтена".
Также в интервью:
– "Сегодня строительные, ремонтные фирмы ощущают очень острый недостаток внешних мигрантов", – о кадровом голоде;
– "Интеграция, безусловно, должна идти вместе с контролем", – о балансе;
– "Огромную армию мигрантов, которые приехали на меньший срок, не считаем", – об особенностях статистического учета;
– "Они не видели других вариантов", – о некоторых результатах исследований в среде мигрантов;
– "Они подчеркивали конфессиональную близость", – о миграционной привлекательности Башкортостана;
– "Здесь такая взаимовыгода, которая должна строиться на толерантном отношении двух сторон", – еще об интеграции на основе взаимоуважения.