Премия в этом году отмечает 30-летний юбилей. Артистка раскрыла секреты своего творчества, рассказала о соединении академического вокала с башкирским фольклором и поделилась историей эксперимента, который помог привлечь молодежь в оперные театры.
В специальном выпуске программы «От кино до домино», посвящённом юбилейной XXX Премии имени Шайхзады Бабича, приняла участие одна из 24 номинантов этого года – заслуженная артистка Республики Башкортостан, солистка Башгосфилармонии имени Хусаина Ахметова Алия Искужина. За 30 лет премия объединила почти 100 выдающихся деятелей культуры Башкортостана.
Алия Искужина напомнила историю награды.
«Премия Шайхзады Бабича рождена в 1995 году. Она присуждается в сфере искусства, литературы, архитектуры молодым талантам – по одному человеку в каждой сфере. Я считаю, что со стороны государства это очень правильная поддержка, чтобы молодые таланты вдохновлялись и дальше творили. А почётность её, наверное, в том, что сам Шайхзада Бабич был молодым талантом, который, к сожалению, очень рано покинул этот мир, но оставил большой след. Он – яркий пример для подражания в сфере творчества», – рассказала певица.
Артистка призналась, что долгое время не решалась выпускать собственные сочинения.
«Вы знаете, я многие годы писала и не осмеливалась выпускать свои песни, так как я не профессиональный композитор. Но потом я решилась, одну песню выпустила и получила положительный отзыв от слушателей. Меня это вдохновило. Когда я пишу, у меня это либо есть, либо нет. Это мгновенное вдохновение, как будто в соединении с космосом, кто-то мне диктует. Если я успеваю записать музыку и слова, то могу написать за пять минут. А если рядом нет диктофона, то забываю через минуту и не могу повторить. Именно такие песни, рождённые быстро, получаются от души и доходят до сердец зрителей», – поделилась Искужина.
Отвечая на вопрос о сочетании в её творчестве академического вокала и башкирской народной песни, Искужина провела смелую параллель.
«Я считаю, что башкирские народные песни я бы сравнила с выдающимися итальянскими ариями, так как они не уступают ни по диапазону, ни по сложности исполнения, ни по глубине истории. Не каждый вокалист может исполнить башкирские народные песни качественно, потому что там нужна вокальная подготовка. Моя педагог, Миляуша Муртазина, всегда говорила: петь на дыхании, как бельканто. Значит, башкирская народная песня – это и есть бельканто», – заявила она.
Свою правоту артистка доказала на международной сцене.
«Был такой случай за рубежом: я исполняла башкирскую народную песню "Шаура". В зале не было русских людей, все иностранцы. И я вижу, что они слушают со слезами! Они не понимают языка, не знают, кто такие башкиры, но сидят и слушают, как будто я на их языке пою. Вот что значит музыка – это язык без слов. Я ещё раз убедилась, что глубина башкирских мелодий настолько пронзительна, что заставляет плакать не только носителей языка, но и иностранцев».
Этот успех был подкреплён победой на международном конкурсе Пьера Капуччилли в Милане, где Алия завоевала Гран-при в оперном направлении среди 617 участников.
Касаясь современных тенденций, артистка рассказала об успешном эксперименте по смешению жанров. Вместе с народным артистом РБ, мультиинструменталистом Зайнетдином они записали песню «Карабай», соединив оперное пение, электронику и этническую музыку.
«Этот трек стал хитом в республике, – с гордостью сообщила Искужина. – На его основе мы создали целое шоу – "От этно до оперы", где смешали этнические и оперные произведения».
Этот проект, по словам артистки, имел важную социальную миссию – привлечение молодёжи к академическому и народному искусству.
«В соцсетях мне многие написали, что молодёжь, в основном, оперу не слушает, в театры не ходит. Но после нашего выступления писали: "Я никогда не ходила в театр оперы и балета, а сейчас захотелось". Если я смогла такой подачей заинтересовать кого-то оперным жанром или народной музыкой – это здорово. Значит, я работаю в правильном направлении», – поделилась она.
Несмотря на открытость к экспериментам, Алия Искужина подчеркнула, что подход к выбору репертуара у нее очень строгий. Она призналась, что это колоссальный труд – искать и отбирать материал в архивах и библиотеках.
«Мне многие композиторы предлагают свои песни, но я не берусь за все, – сказала артистка. – Я понимаю, что какое-то произведение, возможно, я не смогу донести до зрителя, а кто-то другой сможет. Я всё очень тщательно выбираю».







