Проект:

Переплет

Переплет - 07.05.22 Уфимский историк: «Вклад Башкирии в Победу можно смело оценить как гигантский»

Михаил Бикмеев - лауреат премии им. А.А. Свечина 1-й степени, которая присуждена ученому Академией военных наук России «за комплекс научных работ, посвященных изучению вклада Башкортостана в общую Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
  • Переплет - 07.05.22 Уфимский историк: «Вклад Башкирии в Победу можно смело оценить как гигантский»

7 мая 2022 года в программе «Переплет» на «Радио России-Башкортостан» ведущий военный историк республики, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук России, заслуженный работник образования республики, кавалер ордена «Салават Юлаев» Михаил Ахметович Бикмеев рассказал о вкладе Башкирии в общую Победу в Великой Отечественной войне, а также об огромном вкладе в послевоенное восстановление Луганской области.

«Понятие «вклад» включает широкий спектр направлений. Вклад есть в области экономики, политической сферы, в области культуры, духовной сферы, в военной сфере. Если все суммировать, этот вклад становится гигантским. Если взять в экономике только некоторые цифры, Башкирия в годы Великой Отечественной войны добывала 8 млн 400 тыс тонн нефти. Нефтепродукты производились на двух заводах: Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод и Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Эти заводы перерабатывали добытую нефть и готовили на фронт нефтепродукты: дизельное топливо, керосин авиационный, бензин, масла различные. И 8 млн 400 тыс тонн за годы всей войны – это колоссальная цифра…Наркомат нефтяной промышленности находился в Уфе. Уфа становится центром нефтяной промышленности, нефтеперерабатывающей промышленности, добычи нефти всего Советского Союза. Из Башкирии каждый день уходили эшелоны на фронт. Практически Сталинградская битва осуществлялась за счет башкирской нефти. Только за это можно было дать наименование, что Уфа – город трудовой славы и доблести», – заключил Михаил Бикмеев.

Михаил Бикмеев – автор многих научно-исследовательских и публицистических работ, в том числе 25 книг. По оценке экспертов, ученый ввел в научный оборот богатую фактологическую информацию, посвященную воинским формированиям, образованным на территории Башкирии и ушедшим на фронт, военным учебным заведениям, готовящим офицерские кадры, трудовым подвигам тыла.

«Более 120 предприятий, цехов, организаций, МТС были перебазированы по эвакуации. Здесь были трудовые резервы, железнодорожный узел, автомобильные дороги, гужевой транспорт. Предприятия уже через неделю начинали производить. Они приходили сюда с инженерно-техническим персоналом и частью ведущих специалистов, которые были мобилизованы по трудовой мобилизации. А для того, чтобы резервы были, создавали фабрично-заводские образовательные организации (ФЗО), молодым людям давали обмундирование и учили 3-5 месяцев, они работали одновременно. Система ФЗО – особый вид мобилизации».

Михаил Бикмеев отмечает героизм и мужество гражданского населения республики:

«Огромное количество наших людей, которые остались здесь, участвовали в производстве, были награждены медалями за трудовую доблесть. В республике в это время 18,5 тысяч людей мобилизовали на оборонную промышленность. Это те люди, которые имели высокую квалификацию (токари, слесари, сварщики, инженерно-технический персонал), им давали так называемую «бронь», они были мобилизованы как военнослужащие, не могли уйти от станков… Были около 300 тысяч людей мобилизованы на различные другие виды трудовой повинности. Это были люди, которые занимались торфоразработками, лес готовили. Война потребовала очень много лесоматериала. И люди строили заводы. Это обычные неквалифицированные рабочие. Они мобилизовывались по линии исполкомов. Это трудовая мобилизация».

По словам Михаила Бикмеева, во время Великой Отечественной войны было три вида мобилизации: трудовая, военная и мобилизация на оборонную промышленность.

«Военная мобилизация – 575 тысяч человек в годы Великой Отечественной войны. Это офицеры, сержанты, солдаты рядовые. В эту цифру входят и те, кто учились в военных учебных заведениях. А всего из республики в годы войны воевало 700 тысяч человек. Почему 700 тысяч? До начала войны были люди, которые уже служили срочную службу. Их не увольняли, они оставались там. Кроме того, из республики в большом количестве учились в военных учебных заведениях. Уже как кадровые офицеры служили. Их было 125 тысяч. Если сложить, получается 700 тысяч… Республика выдержала такую нагрузку, сохранив промышленный и сельскохозяйственный потенциал. Значительное количество ушли из республики, в то же время сюда прибыло примерно столько же людей по эвакуации. Это женщины, дети, сироты, больные, раненые, научные учреждения с людьми, различные учебные заведения. Республика сумела выдержать испытание. Она находилась в горниле, действительно».

В 2020 году в издательстве «Китап» вышла в свет большая научно-популярная книга «Башкортостан в горниле Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Воинские формирования Башкортостана» Здесь все аспекты жизни республики: демографическая ситуация, вопросы мобилизации и призыва. Отдельно и скрупулезно анализируется процесс создания воинских формирований, дивизий и полков за счет сил и средств республики. Также показаны боевые действия этих знаменитых дивизий и полков в рядах действующей армии. В книге подробно дается анализ процесса подготовки боевых резервов и военных кадров в республике для фронта.

Есть также монография Михаила Бикмеева «Башкортостан – кузница военных кадров в годы Великой Отечественной войны». Здесь рассказано, в частности, о Севастопольском училище зенитной артиллерии. Оно находилось в годы Великой Отечественной войны в Уфе. Михаил Бикмеев за большой вклад в дело увековечения памяти о Севастопольском училище получил Благодарственное письмо от председателя центрального совета Общероссийского союза ветеранов космических войск, генерал-майора Владимира Байкина.

В годы войны в республике дислоцировались Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова (Академия Генерального штаба), Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, восемь военных училищ, многочисленные курсы по подготовке младших военных специалистов. Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова, имевшая оперативностратегический профиль, являлась главным военным учебным заведением страны, где готовили руководящий состав Вооружённых сил. Сюда поступали офицеры с соответствующим опытом работы в войсках и по рекомендациям военных советов, командующих округами, фронтами, а также партийных органов. Слушателями академии в годы войны в основном являлись фронтовики. В Уфе академия находилась ровно год, в ноябре 1942 г. она была вновь возвращена в Москву.

Размещение в Башкирской АССР двух основных военных академий Вооружённых сил в трудное для страны время даёт основание считать, что ГКО высоко оценивал возможности республики, рассчитывал на поддержку и помощь со стороны населения, партийных и советских органов края.

«Вообще, героический город Уфа и республика в целом. Героический труд был. Были планы, сколько поставлять картофеля, хлеба, мяса, одежды, имущества, денег – все на войну. В основном обеспечивали женщины и дети. Дети в школах учились до обеда, после обеда на полях работали».

За 1941—1944 годы республика отправила на фронт 362 вагона подарков, собранных населением, куда входило 504,4 тонн мяса, 47,2 тонны сливочного масла и молочных продуктов, 107,8 тонн меда, варенья, конфет, 290,6 тонн печенья и пряников, 81 тонна крупы и макаронных изделий, 1425 тонн овощей, 90,4 тыс. литров вина и 359,4 тыс. индивидуальных подарков.

«Башкирия все, что можно было отправлять на фронт, отправляла. И когда освободили Луганскую область, республика в 1943 году, с октября по декабрь, отправила три эшелона подарков. Первый эшелон был 13 октября отправлен. В составе первого эшелона было 55 вагонов, в том числе 9 вагонов круглого леса, 9 вагонов пиломатериалов, 2 вагона оконного стекла, 1 вагон фанеры, 1 вагон алебастра, 65 металлорежущих станков, 54 электромотора, 44 трансформатора, 78 ящиков различных инструментов. Еще был эшелон – 10 вагонов стекла и другие виды продукции. И один эшелон был нефтепродуктов. Всего в трех эшелонах было отправлено 160 вагонов. Луганскую область этими подарками подняли после войны. Она была практически разрушена. Там были жестокие бои в начале войны и при освобождении. Вклад Башкирии в развитие Луганской области огромен».

Активно участвовала в освобождении Луганской области 112-я Башкирская кавалерийская дивизия.

В 2020 г. в издательстве «Китап» имени Зайнаб Биишевой вышло в свет историческое издание под названием «Легендарная 16-я (112-я) гвардейская Башкирская кавалерийская дивизия. История создания боевых действий на фронте».

Михаил Бикмеев отмечает, что генерал Минигали Шаймуратов обладал замечательными организаторскими способностями. Он, как опытный командир, организовал военные учения, смог подготовить дивизию к большим военным действиям, наладил очень хорошие взаимоотношения с руководством республики, благодаря чему оперативно решал вопросы об обеспечении дивизии оружием, обмундированием, продовольствием, деньгами, фуражом, лошадьми. Кроме того, он создал в дивизии правильную морально-психологическую атмосферу, основанную на межнациональной дружбе. Генерал проявил воинский талант, проведя рейды дивизии по тылам противника.

Полковник в отставке Михаил Бикмеев много сил отдает работе с ветеранами войн и воинской службы, патриотическому воспитанию молодежи. Его методические разработки, сценарии уроков и рекомендации по изучению событий Великой Отечественной войны и их отражения на судьбах жителей республики служат действенным подспорьем для учительского сообщества.

В своих работах он пишет и о том, что происходило в годы войны в системе образования.

В целом высшие учебные заведения республики в годы войны внесли серьёзную лепту в процесс подготовки квалифицированных специалистов в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, просвещения и здравоохранения. 2,2 тысячи выпускников республиканских вузов было подготовлено за этот период.

Средние специальные учебные заведения республики за годы войны выпустили около 6 тысяч специалистов. При этом по мере прибытия предприятий новых отраслей открывались техникумы нового профиля. В Уфе начали работу машиностроительный, электротехнический, индустриально-педагогический и нефтяной техникумы. К концу войны в Башкирии насчитывалось 45 техникумов и училищ, значительная часть которых осуществляла подготовку специалистов для народного образования, промышленности и транспорта.

Принимались самые различные меры для продолжения нормального функционирования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах. В учебных дисциплинах преобладали военно-прикладные аспекты, учащимся прививали патриотические чувства. На уроках географии школьники приобретали навыки чтения топографической карты, работы с компасом. На уроках истории уделялось пристальное внимание героическим страницам прошлого. Учащиеся приходили к осознанию того, что на протяжении всей российской истории в трагические периоды народ самоотверженно боролся за независимость и свободу, что необходимо чтить, беречь и обогащать военную славу Отечества, быть готовым с оружием в руках достойно защитить его.

С самого начала войны ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Многие учителя школ, преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений были мобилизованы или добровольно ушли на фронт. Часть педагогов трудилась на оборонных предприятиях, в госпиталях. Многие учителя-мужчины направлялись в трудовые армии. Несмотря на сложности военного времени, в республике в целом удалось сохранить сеть педагогических вузов и училищ. В сферу образования республики также было вовлечено более 2 тысяч эвакуированных учителей.

В целом образовательная система нашей республики в годы Великой Отечественной войны также служила, главным образом, интересам обороны страны.