Проект:

Переплет

Переплет - 28.05.22 Мария Кучумова: «Мы можем делать ставки, кто станет Пушкиным нашей эпохи»

Уфимский филолог и поэт Мария Кучумова рассказала 28 мая 2022 г. в программе «Переплет» на «Радио России-Башкортостан», как ориентироваться в современной поэзии.
  • Переплет - 28.05.22 Мария Кучумова: «Мы можем делать ставки, кто станет Пушкиным нашей эпохи»

«Современной поэзии очень важно быть слышимой, очень важно привлечь к себе внимание, потому что современная поэзия она, конечно, разная, и мы живем в то время, когда у нас сосуществует одновременно несколько поколений современных поэтов. Это очень интересно – они взаимообогащаются, они учатся друг у друга. Но, если говорить о самом молодом поколении, здесь современная поэзия играет роль рупора: очень важно обозначить проблему, очень важно привлечь внимание. И, конечно, для этого нужно пользоваться «красными тряпками». И вот эта шероховатость, допустим, отказ от ритма, отказ от рифмы… Было ли это у нас раньше в русской литературе? Было. Но больше в порядке эксперимента. А сейчас мы видим, что такой поэзии очень много. Мы спотыкаемся, мы больше не идем по гладкой дорожке ритма и рифмы, и мы не можем не обратить внимание. Снятие табу. Мы видим ту лексику, которую мы не привыкли видеть в стихотворениях – мы опять спотыкаемся. Это как заноза, о которой невозможно не думать. Мы обращаем внимание. Очень интересно, что же будет считаться поэзией, когда завершится эта эпоха».

Еще цитаты из интервью:

Литература и достижения

«В литературе достижения очень сложно как-то количественно оценить. Внутреннего ощущения больших достижений у меня нет… Лучшее в мире ощущение – что ты на своем месте находишься».

Русская литература и студенты

«Мне нравится, как удалось некоторым нашим великим писателям выстроить диалог с потомками».

Пушкин и потомки

«Правильная и скучная биография неинтересна».

Поэзия и женский род

«Последние тридцать лет в русской литературе и в мировой литературе, наверное, женщин столько, сколько их не было никогда».

«Женщины в литературу приносят темы, которые до них не звучали. Если говорить о прозе – это тема семьи, это обращение к истории рода… Писали ли раньше мужчины об этом? Да, писали. Но не так. Мне кажется, женщины позволяют себе быть ближе к этим темам».

«Физиологичность в поэзии… благодаря женщинам тема стала расширяться».

«Я выросла в семье врачей, меня физиологичность не пугает. Мы же существуем в этом теле, мы в нем живем. Нельзя же в нем жить и бесконечно его бояться. Мне кажется, нам есть за что свое прекрасное тело поблагодарить, и о чем с ним поговорить».

Литература и табу

«С одной стороны, снятие табу, мне кажется, – это здорово, потому что расширяет экспериментальные возможности, хотя я бы не сказала, что до этого поэзия была сильно ограничена в средствах. Но сейчас еще больше выбора. А с другой стороны, это, конечно, такая исследовательская проблема, потому что критикам и литературоведам надо как-то с этим жить».

Литература и высота

«У нас есть пласт высокой литературы, то есть это та литература, из которой теоретически могут выйти классики. Но высокая литература почти всегда ориентирована не на массового читателя, она ориентирована на профессиональное сообщество».

«В первую очередь – новизна. Соответствие языка задачам произведения: когда мы говорим о новом, мы не можем говорить по-старому».

Поэзия и иерархия

«В современной поэзии имен очень много. И очень сложно выстраивать иерархию».

«У нас есть очень хорошая массовая поэзия. Массовая поэзия понятна, она говорит о том, что нам знакомо, и мы сразу узнаем себя».

«Можно следить за общественными литературными премиями. Премий много, всех перечитать сложно – можно посмотреть, какие фамилии повторяются».

Поэтические премии

««Поэт», но «Поэт» больше дается за выслугу лет. «Московский счет» – очень значимая премия. Премия «Лицей» – очень интересная».

Современная поэзия и издательства

«У нас есть прекрасное издательство «Время», издательство «ОГИ»… У издательства «ОГИ» был такой интересный проект – «Сто лучших стихотворений года»».

Портал litkarta.ru и читательское смятение

«Проект, который полностью отображает, что у нас происходит в современной литературе».

Литература и эго-документы

«Эго-документы для нас часто становятся важнее, чем литература».

Искусство как расширитель сознания

«Мне иногда кажется, что все, что нам мешает, и определяет нас как людей».

«У меня такое ощущение, что когда творчество помогает самому создателю, оно как будто меньше помогает читателю, а вот когда творчество портит жизнь создателю – читателю помогает».

«Если смотреть на человека как на тело, наверное, без переживаний, без самокопаний мы были бы сохраннее. Как тело. Если смотреть на человека как на некую целостность, мне кажется, все, что в нас есть, нас обогащает».

«Мне нравится, что есть люди, которые пишут. Мне не хочется запрещать писать тем, у кого, по мнению критики, это плохо получается. Мне кажется, вообще – здорово, что мы можем писать. Во-первых, мы можем себе помочь, можем помочь другим. Иногда или то или другое, иногда одновременно».

«Искусство заставляет нас задумываться о том, о чем мы не думали никогда… Я верю в то, что искусство – это расширитель сознания».

«Принимайте книжки, а не пилюли – лозунг книжного магазина будущего».

Книжный рецепт от Марии Кучумовой:

Роман «Письмовник» Михаила Шишкина.

«Манюня» и другие книги Наринэ Абгарян.

Меир Шалев – все книги, но особенно – «Как несколько дней».

Габриэль Гарсиа Маркес – весь.

«Еще нужно делать то, что дается трудно»