Проект:

Переплет

Шульган-Таш как древнейший центр мифологической картины на перекрестке цивилизаций

"Для меня эпос – слово о добре, идущее из глубины веков, освященное этой древностью, слово о добре, о Боге…”
 Шульган-Таш как древнейший центр мифологической картины на перекрестке цивилизаций

"Проблема у нас одна: мы должны сохранить свою духовную культуру. Эта задача решается тем, что мы должны эту культуру понимать и показать ее многообразие, глубину, красоту и важность для сегодняшнего дня".

В новом (05.11.22) выпуске программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" – завершение беседы с автором монографии по эпосу “Урал-батыр”, старшим научным сотрудником Института истории языка и литературы УФИЦ РАН, к.и.н. Вячеславом Котовым.

"Анализируя не только археологические данные, но и фольклорные, мы показываем взаимосвязь духовных традиций огромных территорий. То есть это такой не скажу планетарный масштаб, но в масштабе Евразии это было явление внушительное…

Древний человек, носитель этой мифологии, не был примитивным. Это было существо, которое осваивало наш мир, создавало сложное мировоззрение, люди, которые искали Бога. Пример этих исканий, попыток создать идеальный мир, идеального человека – эпос "Урал-батыр"...

Для меня эпос – слово о добре, идущее из глубины веков, освященное этой древностью, слово о добре, о Боге…”

Цитата из монографии В.Г. Котова "Эпос "Урал-батыр"":

"Можно сказать, что эпос "Урал-батыр" сформировал картину мира и фундаментальные основы мировоззрения и особенности этнической психологии предков башкирского народа. Это особенно наглядно видно в преемственности идеи самопожертвования и подвижничества во имя своего народа и родной земли, которая проходит красной нитью через все башкирские эпосы. Можно сказать, что в эпосе «Урал-батыр» заключена вся история башкирского народа и в определенном смысле эпос определил вектор его истории”.

Из интервью: "Эпос касается всех, кто живет на этой территории. Это достояние не только башкир, но и всех народов. В той или иной степени все причастны к его существованию, созданию, потому что они потомки вот этого древнего населения, которое, смешиваясь, соединяясь, разъединяясь, создавало, усложняло, оттачивало эти идеи. И то, что башкиры сохранили этот эпос, это грандиозно…

Непонятно, почему у нас нет ни одного памятника Мухаметше Бурангулову. Человек, жертвуя собой, собирал, сохранял фактически на излете этой традиции, благодаря ему мы это богатство имеем…

Чтобы сохранить эту традицию, надо чтобы о ней знало как можно больше людей: то, что богатство этой культуры объясняется многоэтничностью истоков башкир, как населения Южного Урала коренного, вобравшего всю эту историю. Мы же перекресток цивилизаций. Но воздействие было настолько мощное, что, честно говоря, мало кто еще понимает это, воздействие этой духовной традиции, культуры, этих образов. Мы были донорами для других народов…”

Из статьи "Пещера Шульган-Таш (Каповая) в мифологии башкир", опубликованной в сборнике материалов Международного научного симпозиума "Древние святилища: археология, ритуал, мифология", посвященного продвижению пещеры Шульган-Таш (Каповой) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО:

"Ни об одной пещере Евразии не сложено столько преданий, легенд, эпосов, и ни одну пещеру нельзя рассматривать, как эпицентр мифологической картины целого региона. Почитание пещеры Шульган-Таш сформировало древнейшую хтоническую мифологию южно-уральского населения, оказав влияние на мировоззрение соседних народов. Таким образом, пещера Шульган-Таш является древнейшим культовым центром Южного Урала и, в определенном смысле, истоком древней культуры башкирского народа".

Также в интервью:

– Шульган-Таш – "памятник грандиозный со всех сторон" – и его восприятие на международном уровне;

– запреты, связанные с пещерой, хранители-жрецы и их миссия;

– мифологема заглатывания, пещера-чудовище, инициация, змеи-оборотни и оленьи рога;

– изображение как священнодействие, ритуалы Нового года, посильная помощь солнцу;

– структурное сходство пещеры Шульган-Таш и мифа об Урал-батыре;

– иллюстрированное посвящение в мифологию;

– Алпамыш и Одиссей, сюжет и подробности;

– эпическая традиция башкир как феномен, мифология как духовный способ освоения пространства;

– стойло для Акбузата, озеро Шульган, Живой Родник, поиск бессмертия и посвящение в закон вечности;

– ритуал как объединение людей, включение в коллектив, древние проявления индивидуальности;

– Конек-Горбунок, обряд топтания шуликунов и другие примеры трансформации;

– коллективная монография “Пещерное святилище Шульган-Таш (Каповая)”.

"Если в труде нет творчества – это самоуничтожение человека, дискредитация его как существа творческого, которое противостоит стихиям, постоянно ищет, придумывает, выдумывает, благодаря этому люди и выжили. Каждый из них был творцом, изобретателем, охотником, который выходил на бизона с копьем".