Проект:

Переплет

Что нужно для чуда?.. О рождественском цикле стихотворений Иосифа Бродского

О рождественском цикле стихотворений Иосифа Бродского.
Что нужно для чуда?.. О рождественском цикле стихотворений Иосифа Бродского

"У него в этих стихах – наложение пространства и времени, поскольку он в России родился, у него пустыня – снежная, то есть как у нас, это понятно нам, мы это воспринимаем без какой-то критики".

В новом (07.01.23) выпуске программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" – языковед, специалист в области стилистики, риторики, истории русского языка, анализа художественного текста, доктор филологических наук, профессор Евгения Яковлева

"В рождественском цикле {Иосифа Бродского} – двадцать одно стихотворение, некоторые считают даже двадцать три, но, в общем, огромное количество стихов. Ни один поэт столько не писал. Исследователи говорят, что ничего подобного рождественскому циклу Бродского в мировой поэзии нет…

В интервью Петру Вайлю ("Рождество: точка отсчета") Бродский объяснял: "Прежде всего это праздник хронологический, связанный с определенной реальностью, с движением времени. В конце концов, что есть Рождество? День рождения Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный". И далее он продолжает: "Каждый год к Рождеству <…> я стараюсь написать стихотворение для того, чтобы <…> поздравить Иисуса Христа с днем рождения. Это самый старый день рождения, который наш мир празднует".

Его стихи – это новый русский язык".

Также в интервью:

"Рождество 1963 года" и "Рождество 1963": "…началось все (…) с картинки".

"Спаситель родился в лютую стужу…" – евангельские события глазами "очевидца".

"…перевод небесного на земной…" и сознательный "выход за пределы религиозной доктрины".

"Что нужно для чуда?... ". Ленинград, творческое окружение и любовь в биографии поэта.

"Волхвы забудут адрес твой…" Суд, ссылка, "лучший период".

"В Рождество все немного волхвы…". 24 декабря 1971 года, последнее рождественское стихотворение, написанное до эмиграции.

"Родила тебя в пустыне я не зря…" Рождество как реконструкция времени, поэт как религиозный мыслитель.

"Поэзия последствий не имеет". Оден и его "независимость, здравомыслие, уравновешенность, ирония, отстраненность, словом, мудрость".

Способ "почувствовать себя человеком достойным". Человек как часть речи.

Декабрь 1995 года, за месяц до смерти:

(…) Звезда глядела через порог.

Единственным среди них, кто мог

знать, что взгляд её означал,

был Младенец; но он молчал.