Леонид Фокин – поэт, журналист, руководитель Школы сонета, автор книги стихов "Сто посвящений несбывшейся мечте Гарсия Лорки" (г. Москва).
- "Я обещал вашим молодым авторам и поэтам Башкирии, что если они пришлют, например, Светлане Чураевой в журнал "Бельские просторы" свои сонеты, мы посвятим брошюру "Школа сонета" именно башкирским авторам и попробуем создать свои сонетные экскурсионные маршруты по интересным местам Башкирии.
Названием такой брошюры может быть, например, "Башкирский мёд". Интересно понять природу человека, который здесь живёт, как и о чем он думает. Этот номер сделаем как тематический, посвящённый авторам вашего города и республики".
Как звучит Уфа?
Леонид Фокин в Уфе – второй раз. Впервые был в 1999 году.
"Первое посещение Уфы было летом, теперь – зимой, это совершенно другое впечатление от города. Когда я вышел с вокзала, мне было интересно не на такси быстренько промчаться по городу Уфе до нужного адреса, а пройти по Карла Маркса, сразу погрузиться в тишину ночного города, увидеть его светящиеся окна, фонари, наледь на ветвях деревьев, оставшуюся после ледяного дождя, прошедшего накануне…
- Любое место имеет определённое звучание. И если по нему не ходишь, а ездишь, то этого звучания не почувствуешь, не услышишь и потом не сумеешь его передать в поэтических либо прозаических произведениях.
Для меня Уфа…пока звучит, как ночная, потому что в светлое время суток участие в программе фестиваля, а на знакомство с городом остается тёмное время суток. Приезд 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, получается, в этот год мое движение из темноты в свет началось из Уфы.
Три года назад проезжал через Уфу в Магнитогорск, вез башкир, чтобы занять время в дороге, рассказывал о том, чем живет, о баранах, о своём хозяйстве, о чем думает и чает.
- Очень интересно говорить с людьми, обогащать себя знанием этносов, других культур.
Если каждый человек научится себя этими знаниями обогащать, то мир станет чуть-чуть лучше".
"Я написал эпиграф сам к себе…" (сонет Дмитрия Масленникова)
"Когда я стал заниматься исключительно сонетной тематикой, познакомился с творчеством уфимского поэта Дмитрия Масленникова.
- Если обратиться к социологии: поэзией в современной России интересуются только четыре с половиной процента населения. Когда мы говорим о поэзии, это определённое состояние души, которое человек либо способен обрести, либо нет.
Раньше молитвенное поэтическое слово было "на ход ноги". Человек почитает молитву – и поле вспахивается быстрее, и дело спорится. Человек идёт по жизни, читает свое внутреннее стихотворение, повторяет строчки бесконечное число раз – и этот путь становится легче. Поэтому когда мы говорим о поэтических тропах Башкирии, то понимаем, что они могут быть осмыслены только через башкирские живые тропы".
О тропах в прямом и переносном смысле
"В поэзии "тропы" – это метафоры, олицетворение, сравнения, аллегории, перифраз и т.д.. Мои поэтические тропы – нечто близкое, но иное. В качестве примера такой тропы – тропа из Москвы через Коктебель в Уфу на фестиваль "КоРифеи" к замечательным авторам и организаторам, к таким огонькам, которые вокруг себя собирают интересных людей с разных уголков России. Светлана Чураева. Она, по воле случая, познакомилась с моими сонетами, по ним написала критическую статью, которая была опубликована в журнале "Бельские просторы", статья заняла второе место на Волошинском фестивале (Крым) в номинации "Критика". Находясь во время Волошинского фестиваля в Коктебеле, следил за ее восхождением на пьедестал победителей. Большое спасибо Светлане за то, что она услышала меня как автора и раскрыла, пусть и по-своему, смыслы моих текстов. Это предопределило мой приезд на фестиваль "КоРифеи"… это благодарность Светлане за её внимание к авторам не только из Уфы, из Башкирии, но и из других регионов России… И это – тоже тропа.
Важно, когда творчество одного человека, сталкиваясь с творчеством другого человека, создает гремучую творческую смесь, и она вырывается на просторы, и уже с фестиваля молодых литераторов она перебрасывает еще одну тропу в Волошинский фестиваль, который традиционно проходит в киммерийском Крыму.
- Киммерия – это гиперкнига, это и Крым, и Волошин, и упоминания Геродота, огромное количество исторических и культурных пластов.
Хотел бы начать с небольшой цитаты из Максимилиана Волошина, который вот эту самую Киммерию, маленькую часть Крыма, Коктебель, превратил в творческую резиденцию, куда приезжали художники, поэты, где они могли общаться друг с другом, сосуществовать, и вот этот маленький необъятный мир каждому давал творческий импульс. Волошин говорил о том, что "современность мешает человеку видеть сны. Но стоит ему остаться наедине с собой, и его дневная жизнь пополняется жизнью сна: разноцветная бахрома сновидения волочится за каждым его душевным жестом.
Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о всевозможном, и сновидения её достигают зрительной реальности миража.
Безводные степи грезят разливами рек, затопленными лесами и зеркальными равнинами вод. Сыпучие пески грезят пальмами, оазисами и фонтанами. Пустыни, покрывающие саваном могильники древних культур, грезят призрачными городами, что бродят в галлюцинирующем сне предполудней.
Но ещё больше выявленности достигают сны земли, если они преломляются в душе художника.
Неточно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознаёт в нем – его творчеством…"
- Поэтому когда мы говорим с вами о Земле – киммерийская земля, башкирская, коломенская, рузская, приазовская, любая другая земля, которую мы можем открыть для себя в нашем земном пространстве, – она, каждая, через художника-творца может получить и свое творческое воплощение".
"Позапрошлым сентябрем проник на заповедную территорию Казантип, по козьим тропам поднялся к развалинам греческой виллы, поселения Гераклий, Сижу в гордом одиночестве на руинах, смотрю на бухту, думаю: вот прошёл я античной тропой, что меня тревожит, что мне хочется именно здесь и сейчас сказать, что сотворить словом? И наплывают строки… складываются в сонет, первый киммерийский (крымский) сонет. "Киммерийские тропы" начались именно с этого места, а вариация сонетного канона именно с этого сонета…
"По нитям козьих троп за облака…"
Два последующих происшествия. Первым делом ко мне ночью пришел Максимилиан Волошин и сказал: "Слушай, братуха, ты правильно всё сделал… Я тебе дам две подсказки. Первая: сходи, купи мою книжку, открой на любой странице, прочти первое увиденное стихотворение и… сам все поймешь. Вторая: не пропусти открытия фестиваля…" Ё-моё, не ослушаешься.
Утром купил поэтический сборник Волошина, наугад открываю страницу, на ней стихотворение "Коктебель"… Первые четырнадцать строчек и – строфа терцет, терцет строфа, т.е. то, что мной придумалось на мысе Казантип, структурно совпало с тем, что век назад написал великий Макс…
Начинается открытие Волошинского фестиваля, выходит Андрей Коровин на сцену и начинает читать всё тоже стихотворение "Коктебель". И я еще раз убеждаюсь в том, что первые четырнадцать строчек этого стихотворения – "киммерийский сонет", который просто заложен внутрь стихотворения как скрытая крипта.
Как в раковине малой – Океана
Великое дыхание гудит…
Законченная мысль, законченное стихотворение, хотя это – только часть одного стихотворения.
Увлекательно находить подтверждение тому, что ты делаешь, в творчестве других авторов, особенно тех, которые жили до тебя сто лет назад, двести, семьсот, тысячу лет назад…
- Оказывается, четырнадцать строчек можно найти не только в итальянском сонете, они есть и в творчестве армянского поэта Григора Нарекаци, они есть в старинной китайской поэзии гуши, у Ли Бо. Есть в персидской поэзии – газели (семь бейтов/четырнадцать строк). И так далее, и так далее…
Неожиданно для меня сонет становится объёмным. Я понимаю, что то, что я могу прочитать в интернете либо в каких-то других источниках, раскрывает данный жанр только на один-два процента от того, что в нём заложено.
- Сонет это – космос, фрактальное множество, вселенная, отраженная в мельчайшей своей частице и любая частица, отраженная во вселенной.
И ты начинаешь воспринимать мир, всё, что тебя окружает, через призму сонета, который, казалось бы, должен звучать формально-однообразно, а звучит, то как коломенская жалейка, то как армянский дудук".
О формальных предубеждениях
"У меня была квота, возможность без предварительного отбора на одной очень крупной конкурсной площадке включать работы авторов сразу в лонг-лист. Очень сильный сонетист из Коломны Роман Славацкий и – последнее место. Другие авторы, новые попытки и опять – тот же результат. Только последние места.
Сонет, как форма, оказался не конкурентоспособен. Как только голосующий читал, что это "сонет" – уже априори он понимал, что это что-то нафталином пахнущее, из старого комода, из сундука бабушки., не понимал зачем его оттуда достали, встряхнули от пыли, выставили на показ, на суд людской, как это может быть интересно.
Номинированные мной авторы на меня "обиделись" – ну, последние места же! – потребовали: "Ты сам пишешь сонеты. Чего не участвуешь?… Придумай ник, выйди, покажи свой класс!" Меня спровоцировали. И я на ту площадку под не своим авторским именем заявил футуристический, не классический сонет, который состоял из складных сразу пяти текстов. И… второе место. Из-за формы, из-за того, что не стандарт.
- Возникает вопрос: сонет… может быть, мы его просто неправильно преподносим? Сейчас в сонетистике мы совершаем очень много провокационных действий, которые оставляют множество вопросов, на которые ни филологи, ни литературоведы ответов не дают, пока отмалчиваются".
Весь мир – в сонетных тропах
"Несколько лет назад выступал в РУДеНе, мое выступление было заключительным. Решил сымпровизировать. Обратился к студентам-иностранцам из Африки, из Китая: "С чем у вас ассоциируется Россия?" Матрёшка (балалайка, медведь…). Говорю, а давайте сейчас с вами создадим сонет-матрёшку…
- Прямо на месте мы и создали за десять минут вариацию сонетного канона – сонетная "матрёшка", средняя часть сонета – японский сонет, который тоже одна из наших новаций и мистификаций по совместительству…
Что такое японский сонет? Морская свинка – и не морская, и не свинка, да… Это миниатюра, маленькое как нэцке стихотворение, состоящее из трех стилизаций под хайку, и вот это "нэцке" вписывается внутрь классического сонета …
Кормилов Сергей Иванович, ставший свидетелем этого форменного безобразия, поднялся: "А вы знаете, что он сейчас сделал?!" И еще минут двадцать объяснял мое действо. Эта реакция литературоведа на неожиданный эксперимент, баловство, вольничество показывает, что открытых творческих ниш еще много. Просто мы боимся поверить и сказать себе, что мы свободны. Не от прошлого, забывая о нем, а от своих детских страхов – сделать что-то такое, за что взрослые накажут. Рефренные формы, модуляция в жанры, создание на их основе нового. Возможностей множество! Поэтому сегодня у нас есть тропы: киммерийские и коломенские, рузские и дальневосточные, приазовские (боспорские), персидские…. С авторами из Прибалтики проложили "прибалтийские тропы"…
- Сейчас мы обвязываем весь мир сонетными тропами, начиная с Киммерии. Каждая тропа – это вариация сонетного канона, которая звучит особым образом, имеет свой формальный признак и маленькую крупицу той земли, которая помогла эту вариацию услышать".
Утянет верховой волну в безморье,
Губастый камень сплюнет вбок песок…
"После того как появились киммерийские (4-3-3-4), коломенские (4-2-4-4) сонеты, пришла идея попробовать найти сонетное звучание заранее выбранной территории. Взгляд пал на Азовское море… Боспорское царство с тысячелетней историей. Эпоха Митридатов. Проезжал с Волошинского фестиваля через Керчь, задержался на несколько дней, загорелся этой идеей.
- Всегда обещаю авторам, если они проявляют живой интерес к жанру, сделать вариацию сонетного канона, связанную с местом. (К слову, то, что я сейчас в студии Башкирского радио пообещал, – сделаем).
Летом следующего года "завис" в Богудонии – рыбацких трущобах, в Таганроге. Предполагал, что месяца будет достаточно, чтобы почувствовать город, место. Одно дело – случайный фактор, творческий порыв, вдохновение, а другое – поставить конкретную творческую задачу и ее решить. Перед приездом сделал наброски, "заготовочки", но когда бродил по улочкам города, понимал, что все приготовленное заранее никак не вписывается в местные ландшафты, в размеренную жизнь и уникальную историю Таганрога, в паутину рыбацких трущоб, в шелестящее мелководье залива…
Познакомился там со многими местными жителями, среди которых были и поэты… Каждый день – живое общение, разные люди, темы, звучания, интонации, но у меня всё никак не получалось поймать, то единственное, максимально вписывающееся в ритм приазовья. Дней пять остаётся до отъезда, иду по городу расстроенный – справиться с творческой задачей не получается, искусственным образом ничего создать нельзя. Иду по Итальянскому переулку, нашептываю себе под нос новые строчки, проговариваю их, а впереди весь асфальт усыпан созревшими жерделями (жерделами) – ровный шаг становится коротким, чтобы не наступить на рыжие плоды, начинаю мельтешить ногами… И понимаю, что сбился в этот момент со стихотворного ритма. И что вот это "сбился с ритма" как раз и есть город, где можно идти нормальным шагом, потом чуть-чуть сбиться, потом снова перейти на нормальный шаг. Эта черта и легла в основу приазовского сонета".
Из чего складывается складень
"Рефренные формы, модуляция в разные жанры – хорошая основа для поиска и работы с новыми формами. Можно, например, взять английский дистих, стилизации под восточную поэзию хайкай, сложить их в одну поэтическую миниатюру. Каждая такая миниатюра – укороченная строфа. Три такие миниатюры и еще один дистих – сонетоид, четырнадцатистишие.
Например, взяли стилизацию под японскую поэзию: "декабрьский ясный день / по тени клена / перехожу ручей" совместили с английским дистихом, получилась миниатюра (стихиаль):
А можно ли сказать: снега бездонны,
Нет ничего их мягче и белей…
Декабрьский ясный день,
По тени клена
Перехожу ручей,
замерз ручей.
(нанизываем далее)
Мы в этой жизни разве прозорливы?..
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе,
Для снега, птиц,
Для тени старой сливы…
мертвой сливы.
Кто обречен, тот знает цену дням
Не кланяется теням и углам…
Еще горласт ворон вечерний танец,
След – иероглиф, вязи, кружева…
Ночь перед Рождеством,
Хочу украсить
Слова.
Кому-то нужные слова.
Таким образом и каждая строфа может читаться, как самостоятельное произведение, так и крипта внутри текста… Все миниатюры состоялись и складываются, могут восприниматься как один текст.
Если взять двадцать сонетов такого вида, разложить их на четверостишия, а потом собрать в произвольном случайном порядке, то получатся новые сонеты – Бесконечная книга, которую можно читать и читать долгими зимними вечерами.
На основе такого поэтического "лего" мы с группой авторов разработали поэтическую игру-головоломку "Складень".
В журнале "Бельские просторы" подборку таких "сонетов", первая часть которой (оригинальная авторская) была написана мной, а вторая часть была сложена из россыпи миниатюр (стихиалей), восприняли в основном по второй части. Такая же ситуация по той же подборке произошла, когда она попала в руки критика (не буду называть его имени), он сильно поругал мою первую часть, а вторую сильно похвалил, похвалил искусственную часть, сказав, что если бы всё было написано так, как вторая часть, то, наверное, подборка бы состоялась.
Эту ситуацию прокомментировал Федотов Олег Иванович, известный литературовед: читателю легче оценивать тексты по принципу узнаваемости (по внутренним утвержденным шаблонам), намного труднее оценивать текст через внутреннюю работу с ним, через душевное напряжение и сопереживание.
В чем магия четырнадцати строк
"Четыре – четыре – четыре – четыре строки…" – понятная формула деления поэтического текста на строфы. Внутри этого пространства автору комфортно, не надо перестраиваться. Уверенным шагом прошли намеченное, и у вас получилось цельное хорошее произведение.
- А тут вам предлагается поэтическая конструкция, которая в серединке вдруг взяла и сломалась. Непропорционально сломалась. Не ровно.
Теперь автор должен каким-то образом правильно наполнить смыслами неравновесные строфы, предложить гармоничное сочетание и звучание таких строф. Понять и применить правило "золотого сечения". Попытка удалась Джакомо да Лентини, сложил первый сонет. А могут ли четырнадцать сонетных строчек иметь другое строфическое деление? Многие известные авторы пытались предлагать свои варианты. Джон Китс – 3-3-3-3-2, Илья Сельвинский в деформированном венке сонетов. За восьмисотлетнюю историю сонета такие попытки можно пересчитать по пальцам.
Я немножко математик, поэтому имею право чуть покуражиться. Давайте посчитаем, пропустив единицу: два, три, четыре, пять… В сумме сколько дает? Четырнадцать(!). А может быть сонет, который состоит из строф в две, в три, в четыре, в пять строчек? А как текст, состоящий из таких строф будет звучать? Если мы начинаем со строфы в две строки и заканчиваем строфой в 5-ть строк – не "сонет-восходник" ли это? А если строфы расположены в обратном порядке не "сонет-закатник" ли перед нами? А можно ли четырнадцать строк, состоящих из таких строф, считать вариациями сонетного канона? А сколько может быть различных сочетаний таких строф?
- Десять? Двадцать? Двадцать семь комбинаций! А это разные рифменные схемы, разные звуковые дорожки, которые оставляют в памяти человека свой звуковой след. Это и обманутое ожидание, потому что идет постоянная ломка ритма.
С самого начала появления сонета возможно именно эта непропорциональность, внутренний условный дискомфорт, необычная творческая задача, требующая нестандартного поэтического решения, привлекла авторов к данной твердой форме.
Вопрос: А что считать истоками появления данного жанра? Что скрыто во временах трубадуров и менестрелей, когда был не зазорен формальный поиск и авторская подпись своего стихотворения, равная формальному элементу, вписанному в строки своего стихотворения. Вот я пишу вам стихотворение, вам посвящаю его, а не могу подписать, что это я, Леонид, вам его посвящаю. Но я по секрету вам сообщаю о некоем формальном признаке, по которому мое стихотворение может быть идентифицировано именно и только как мое, посвященное только вам.
- У менестрелей было правило: если он посвящает стихотворение даме сердца, то это послание должно содержать его личную подпись в виде некоего формального элемента, тогда он – узнаваем.
Возможно в этом причина разнообразия форм, которые сложились в ту эпоху, каждый поэт искал свой уникальный почерк в формальных элементах. И это не догмы твердой формы, а свобода самоограничения. Я сам себя ограничиваю рамками выбранной поэтической формы, но я внутренне свободен.
- Потому что как бы меня не ограничивали, если я внутренне свободен, если я на свободу ориентирован, то останусь свободным человеком, всё равно преодолею формальные ограничения, и так как я свободен, то смогу это сделать красиво, оригинально, не повторяя и не повторяясь.
О свободе самоограничения и антикризисном управлении
"Свобода – это свобода личного времени. Если у меня много денег, я зависим от денег, я должен каждый раз считать, сводить балансы, тратить на это свое время, я свободный человек? Нет… Современный темп жизни таков, что не успеваешь разобраться, возможно, то к чему ты стремишься – ложные ценности, ложные приоритеты, ложные пути достижения целей и сами цели, этот темп лишает личного времени, а значит и личной свободы.
- Писать стихи я начал в школе, в пятом классе. Стихи меня всё время выручали, заставляли по-другому мыслить, совершенно по-другому ориентироваться в непростых жизненных ситуациях, иначе подходить к оценке принимаемых решений.
Моя основная (в прошлом) специализация – антикризисное управление. Возрождение "мертвых" предприятий… Способность только за счет внутреннего ресурса предприятий выводить их из предбанкротного состояния. Три крупных объекта – три положительных результата.
- Поэзия в этом непростом деле была помощницей. Помогала ко всем проблемам подходить творчески, вытаскивала из повседневной рутины, сохраняла культурные коды, заставляла уважительно думать о человеке и бережно относиться к той земле, на которой в тот момент времени я находился.
Несмотря на то, что я коренной москвич, предприятия брал в управление всегда в других городах, в том числе для того, чтобы расширить свои знания о других регионах и их особенностях.
"Не только свое бубнить…"
"Современному автору надо не только своё бубнить, вот "я-я-я…" бесконечное "я", а уметь цитировать своих товарищей по цеху.
- Мы – авторы, мы – цивилизация, мы – некая общность людей, которые друг друга понимают, друг друга уважают, друг друга любят слушать и слышать.
Мне нравится цитировать стихи, к сожалению, рано ушедшего из жизни поэта Льва Болдова. Когда-то давно мы могли остановиться посередине шумной улицы Москвы (последний раз это было на Таганке) и читать друг другу свои стихи:
Лев Болдов:
Мне б родиться не здесь, а в другой России –
Где серебряный век серебром сорил,
Где пролётки в бессмертие уносили
Звонких гениев – бабников и кутил!
Где в элегию скрипок врывались бубны,
Где металась в горячке хмельной страна,
Где гремел Маяковского голос трубный
И стонала цветаевская струна…
Или Михаил Свищев:
Здесь ищут истину и прячут
Столовой нож за сапогом.
И в праздник белую горячку
Мешают в жёлтый самогон.
Пьют чай из треснувшего блюдца,
Ругают жен и давят блох,
И если всё же подерутся,
Предметом спора будет Бог.
Для всех далекий и зловещий,
И ставший только на Руси
Такой же повседневной вещью,
Как спички, хлеб и керосин.
Или Александр Седов… или… или… или…
И вот вокруг нас потихоньку собираются люди, слушают. Иногда по тридцать-сорок человек, это было абсолютно нормально в конце восьмидесятых, начале 90-х".
"Я за вас голосовать не буду…"
"Как оценить своё творчество, свой творческий путь. В начале двухтысячных ушёл в бизнес, публично не читал стихи примерно десять лет, в соцсетях под псевдонимом, никто не знает, да и те, кто знал, забыли, что есть некто Фокин, пишущий стихи. В то время считал, что поэзия – это моя личная сакральная территория…
Случилось баллотироваться в мэры небольшого города. На встрече с избирателями ко мне подходит женщина и говорит: я за вас голосовать не буду. Задаю вопрос: "Уважаемая, а почему? Я плохой руководитель? Я плохо выгляжу? Я плохо с Вами общаюсь?" Она говорит: "Нет. Если Вы станете мэром в вас умрёт поэт". Говорю: "Вы, наверное, ошиблись…" И тут она начинает цитировать мое стихотворение. Для меня это был шок. Я напросился к ней на чай, мы потом долго сидели, разговаривали о том, где она меня слышала, откуда знает… В Некрасовской библиотеке города Москвы она работала гардеробщицей и там меня слышала, нашла подборку моих стихов, заучила, несколько лет хранила их в памяти "
О симпозиумах сонетологов и сонетистов
Федотов Олег Иванович в 1994 году на базе Московского педагогического института создал "Школу сонета". Почти каждый год проходил Научно-творческий семинар "Школа сонета". В последние годы мероприятия проводились в Крыму. В 2022 году прошел 15-ый магистральный, на котором бразды правления Школой Олег Иванович передал мне с напутствием: "Мы свой венок сонетов и магистрал написали. Четырнадцать сезонов завершили пятнадцатым – магистральным. Теперь следующий венок сонетов и семинаров пишет новый руководитель Школы сонета". Что делать. Дорогу осилит идущий. 2022 год – это год 290-летия первого русского сонета, через десять лет круглая дата – 300-лет! И 700 лет установления сонетного канона! Есть чем наполнять работу Школы, есть к чему стремиться.
Ежеквартальные двадцатидневные литературные практики собирают примерно до пятидесяти авторов. По их итогам издается брошюра "Школа сонета", в которой публикуется только новый и в основном эксклюзивный материал.
Например. Сравнив канадский "словесный сонет" (верлибр в четырнадцать слов) и нашу крипту, те же четырнадцать слов, но вписанные в тело современного сонета, позволяющую работать в техниках совмещения и растворения, усложнять, а не примитивно упрощать жанр, наглядно показали насколько шире диапазон работы русской Школы сонета, способной и упростить сонет до буквенного сонета (и на его основе написать венок буквенных сонетов), и усложнить до топонимической поэзии.
Западный мир и западное поэтическое творчество идёт по пути упрощений, замыкается в этих упрощениях. Мы же – наоборот, русская поэзия сравнима с фрактальным множеством. Мы говорим и показываем, что строки современного автора могут пересекаться со строчками классиков, также как строки будущих поэтов пересекутся со строчками современников. В персидской поэзии существовала форма, в которой было обязательно прямое цитирование древних поэтов, вступать с ними в рамках одного произведения в философскую беседу, иногда спор.
Никто не мешает нам эту формы возродить. Берем любое произведение, написанное пятистопным ямбом, одним из самых распространенных размеров в мире. Выбираем строки для прямого цитирования и продолжаем их своей мыслью, вступая в творческий разговор с классиком… Хорошая могла бы получиться практика для студентов литературного института, филологических факультетов.
- "Фокин прав – сейчас, как в средние века, снова не важно, кто автор. Времена вновь изменились, и сегодня молнии бьют не в башни из слоновой кости, не в громоотводы пьедесталов, трибун и сцен – током пронизан мир, искры шипят в каждом, человечество слилось в нейросеть. Фокин расширил идею причастности и причастия в поэзии – мы вместе, мы – люди, что может один, может каждый. Есть прецеденты: если один человек смог умереть и воскреснуть, сможете вы. Главное не бояться. И не врать". ("Бельские просторы". №10. 2022. Светлана Чураева. "Опыт приручения чуда. О подборке "Книга песка" Леонида Фокина и группы авторов")
Виртуальный музей современного русского сонета, музей на флешке
"Школа сонета предлагает открытое сотрудничество всем авторам по творческому проекту "Заповедные тропы" – создание поэтических циклов сонетов различных вариаций, превращение их в виртуальные аудио-видео экспозиции, создание тематических экскурсионных маршрутов, троп по разным уголкам страны и мира, по разным эпохам, культурам, цивилизациям.
- Я езжу по стране, что мне показывать, о чем рассказывать? Школа сонета создает свою галерею видеопоэзии, свой музей современного русского сонета – виртуальный музей на флешке. Отличный материал, помогающий мне общаться со слушателями в разных аудиториях.
Представьте, есть башкирский сонет. Вечер башкирского сонета, который расскажет о вашем городе языком сонета, – это может быть интересно? Ну, теоретически? А если ещё будет показан визуальный ряд тех мест, о которых был написан сонет? А если ещё автор расскажет свою историю, как он на это место попал или что у него было в детстве связано с этим местом? И сонет оживёт, он станет живым элементом того культурного пространства, которое нас с вами окружает. То есть мы его просто взяли и оживили".
Алхимия любви – нелегкий хлеб.
Но легкий хлеб тяжел желудкам сердца…
"Думаю, здесь имеет смысл ещё раз озвучить творческую оферту, приглашение: Школа сонета и я, как ее руководитель, приглашаем любого автора, который живёт в Башкирии, вместе с нами создать новый поэтический маршрут – "башкирские тропы".
В Педагогическом университете ко мне подошли студенты. Говорю, давайте прямо сейчас с вами порассуждаем. Белая река у вас есть? Есть. А белый стих есть? Есть.
- Соответственно, сонет, который может быть связан с Уфой, должен обладать звучанием белого стиха.
Но в самом окончании его в случайном месте проявляется рифма. Все! Ваша вариация сонетного канона практически состоялась, просто её нужно испытать, дооформить.
В заключение хочу прочитать сонет Светланы Чураевой, складень, мне посвященный. С удовольствием сам себе почитаю (смеется) в завершение программы слова Светланы…
…Ведь рифмы умолкают в одночасье,
и впереди – безмолвный белый стих.
Эту беседу начал с автора из Уфы, ее заканчиваю автором из Уфы, мы как бы взяли наш разговор в скобки, которые еще предстоит раскрыть. Для этого все уже есть, ведь даже в строчках Светланы присутствует некое пророчество о том, как должен звучать ваш башкирский сонет, "безмолвный белый стих", но давайте мы его сделаем не безмолвным, а звучащим".
PS: Интервью с Леонидом Фокиным было записано 22 декабря 2022 года. Ко времени выхода передачи в эфир Леонид Фокин предложил свою вариацию "башкирского" сонета. С разрешения автора мы публикуем это стихотворение:
По белым улицам, по белым тропам,
Ломая голос внутренних хоров,
Листать, как книгу жизни – город, зиму,
За чистым снегом слышать скользкий лед,
За тьмой ночей сплетать в косички света
Сияния уставших карих глаз.
Уфа… Ууууууфаааа… декабрь, медовый ветер
Оставил сладкий привкус на губах.
Здесь каждый шаг замысливает звезды
Проявленного Млечного Пути:
Он в крыльях пролетевшей мимо птицы,
В изгибе каждой ветви. За окном….
Уфа… Ууууууфаааа… Открытая страница
На белой строчке, снежной вспышке – домммм…
PPS: Уважаемые авторы! Ваши сонетные вариации "башкирской тропы" вы можете отправить в журнал "Бельские просторы", а также напрямую руководителю Школы сонета.