Проект:

Переплет

Слава Михайлов: "Есть идея летом провести фестиваль "Уфа – город будущего""

В этом выпуске (11.03.23) программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" – "Ветер из Уфы. Литературная критика" и сборник юмористических рассказов "Шутки поневоле".
Слава Михайлов: "Есть идея летом провести фестиваль "Уфа – город будущего""

"Я создал недавно Российский рок-клуб, куда входят уже двадцать шесть рок-клубов России. В июне собираюсь сделать рок-фестиваль в Питере. И здесь тоже предложил программу фестиваля "Уфа – город будущего". Уфа – это культурный центр России – вот в чем моя идея".

Визитка автора:

Вячеслав Валерьянович Михайлов родился в 1958 году. Медицинский психолог, филолог, поэт, писатель, литературный критик, редактор, основатель творческого объединения "УЛИСС", президент творческого объединения "Арт-Артель", президент Уфимского рок-клуба, основатель Российского рок-клуба. Награжден знаком "Отличник здравоохранения РБ"; дипломом "Лучшая литературная критика"; бронзовой медалью Международной Федерации художников "За вклад в отечественную культуру"; медалью "За заслуги в культуре и искусстве" Национального фонда "Общественное признание" (г. Москва).

"В душе я филолог, а работаю психологом… "

"И то, и другое – по диплому, то есть у меня три диплома высших: первое образование было филологическое, я закончил факультет романо-германской филологии БашГУ; потом я закончил факультет практической психологии Орехово-Зуевского пединститута; потом ещё факультет клинической психологии тоже БашГосУниверситета. Работаю психологом 35 лет. То есть в душе я – филолог, а работаю психологом, это тоже – моё призвание, а литература – это моё хобби в большом смысле. От работы психологом тоже получаю большое удовольствие, то есть – это всё моё. И музыка, и рок-клуб.

В 1998 году я создал творческое объединение "Арт-Артель", куда вошли художник и, музыканты, писатели и поэты. Это является структурным подразделением творческого Союза художников России, регионального отделения нашего".

Уфимский "Одиссей"

""УЛИСС" – это другое имя Одиссея, это Одиссей. Это движение постоянное в плане творческого развития. Плавание куда-то, приключение.

Собрал ребят, писателей известных. Иликаев, Леонидов, Кузьмичев… Ренарт Шарипов был в то время в Москве, приехал где-то в 2013 году, проявил активность, и я его поставил председателем "УЛИССа". Издали несколько книг, в частности "Уфимский хронотоп" (три издания), сборник юмористических рассказов "Шутки поневоле" – это тоже "УЛИСС" и "Арт-Артель" – все мои детища.

  • Получается, разные направления: и психология, и литература, и музыка – всё так интересно! И это все – одно.

Я считаю, что творчество больше помогает, чем психология, как это ни странно. А для меня началом творчества по-настоящему (в юности-то все пишут, а это уже лет 37 было) были переживания, сложные переживания, которые трансформировались в стихи, ушли в книгу, и я смотрел на них со стороны, то есть я освободился от этих переживаний через творчество. Никакие знания психологические не помогут, пока человек сам через свою деятельность, творческую деятельность именно, не придёт к какому-то результату. То есть вырастет. А потом уже мне было интересно это передавать другим, поэтому я создал несколько объединений, и смысл видел только в том, чтобы вдохновлять других, издавать книги. Более пятидесяти книг я издал другим, а для своих не было времени просто. А сейчас вот, поскольку речь о Союзе писателей, пришлось печатать (смеется)".

Зачем писателю Союз?

"Союз российских писателей. Надо ли вступать? Необязательно. Для меня это несущественно, регалий и так хватает, в общем-то, но пусть будет для разнообразия (смеется).

В сборниках у меня выходили рассказы, стихи. В прессе – более сотни разных публикаций на психологические, творческие темы. То есть много публиковался, на самом деле. Но для Союза писателей нужна своя книга. А у меня мышление другое было: надо другим же, чтобы они росли… Нет, это не жертвенность, это радость, когда другим помогаешь, когда человек вдохновляется. Психология сама по себе так не поможет.

  • Через деятельность, к которой человек более способен, он может расти. И суть любого творчества в том, чтобы стать зрелым человеком, вырасти, что-то понять и доброе привнести в мир через свою деятельность".

О встрече с уфимским критиком Александром Касымовым

"Он поддержал наше объединение. В 1999, по-моему, я к нему пришёл с самиздатовским журналом "Ветер". Он сказал, что не знает, нужны ли вообще эти объединения, потому что человек пишущий – он сам по себе, должен быть самодостаточным. Так он сказал. Но ему понравился журнал, в первую очередь, конечно, Рустам Нуриев, необычные тексты.

А моя статья, которая была в "Бельских просторах" опубликована, так и называется – ""Гений" Рустама Нуриева".

  • "Мы недостаточно пользуемся свободой духа, уклоняясь от того, что в глубине нашего существа. Только в творчестве, в широком его понимании, мы можем реализовать возможности нашего воображения. Здесь, конечно, мы можем обмануться. Однако где же так грань, за которой воображение начинает приносить вред, и где те пределы, за которыми разум более не чувствуют себя в безопасности? Когда воображение становится иллюзией? Как не стать его жертвой и совсем не оторваться от реальности?" (Из книги "Ветер из Уфы. Литературная критика")

Чем талантливый автор отличается от гениального?

"Гениальных вообще мало бывает. Талантливые, в основном, по выражению Нуриева, все – бездарности. Это его любимая фраза. Почему я написал "гений" Рустама Нуриева? Я взял это слово в кавычки, потому что это как бы авансом. Сначала я его раскритиковал, разгромил, а потом сказал, что он – гений. И Нуриев, почитав это, сначала за голову схватился, а потом в конце: "О! Крещендо!" Как музыкант обрадовался (смеется) ".

"Наши в Голливуде"

"Назир Тляшев – продюсер из Голливуда – наш земляк. Ещё и поэт, англоязычный причем. Его в Америке больше знают, чем в Уфе. Мы с ним вместе учились на факультете романо-германской филологии, на английском отделении, с тех пор знакомы. И вот он снимал фильмы с мировыми знаменитостями, такими, допустим, как Дэнни Трехо, Кристиан Слейтер, Марк Дакаскос и другими".

Секрет успеха от кинопродюсера, поэта и профессора философии английского языка Назира Тляшева: "Живи и учись. Дисциплина, логика и концентрация внимания, здравый смысл. Иметь толстую шкуру и привлекательную индивидуальность. Дать людям возможность посмотреть на вещи с иной точки зрения". (Из книги "Ветер из Уфы. Литературная критика")

"Уфа – город будущего"

"Уфа по плотности творческих людей – на первом месте в России, наверное (смеется). Я вот создал недавно Российский рок-клуб, куда входят уже двадцать шесть рок-клубов России. В июне собираюсь сделать рок-фестиваль в Питере, именно в Питере. Это будет так и называться: "Первый фестиваль Российского рок-клуба". И здесь, в Уфе, летом тоже предложил программу такого же фестиваля – "Уфа – город будущего". Это культурный центр России – вот моя идея в чем.

Здесь речь о гениальности наших земляков. Много… Вот "Lumen" – тоже наши ребята, первый концерт их был у меня, в семнадцатой школе проводили в 1999 году. Тогда же "Калипсо" была образована группа, Лёша Глазырин, к сожалению, он нас покинул… Очень гениальный тоже. Два фильма художественных в Питере снимались, и там его песни, музыка.

  • В Уфе много возможностей будущих ещё, потенциал большой.

У нас были отдельные личности, которые вышли на российскую сцену, на мировую. Сначала, конечно, это Питер, Ленинградский рок-клуб, который сыграл огромную роль в развитии рок-музыки, но он свою задачу выполнил. И Екатеринбург тоже – центр был, и Шевчук туда раньше ездил. А дальше это будет в Уфе – центр. Очень много молодых талантливых людей в разных направлениях, я не только имею в виду рок-музыку. И в литературе. И художники также.

Это благоприятное особое место. Географическое, историческое. Это и граница Европы и Азии. Зарождение человечества откуда началось? Северо-восток Африки там двести миллионов лет назад, потом куда пошли? Выше – через нас, вот где мы обитаем, человечество начало распространяться уже 30 тысяч лет назад – выше, севернее. Одна ветвь ушла в Индию, оттуда – в Индонезию. А как они перешли? По суше – уровень океана был на сто тридцать метров ниже. А через нас пошли в Сибирь и уже оттуда перешли в Америку, начали вниз спускаться. Вот так это произошло. То есть я хочу сказать, в историческом плане в процессе филогенеза центр проходил через нас, движение.

Географическое положение. Уфа – это полуостров, который омывается чистыми прозрачными водами, где воздух свеж и чист. Это и исторические корни. И среда позволяет зарождаться, соответственно, талантливым людям. И поэтому их здесь много. Всё сделано для того, чтобы таланты здесь появлялись, и город развивался, и не только город".

  • "Что означает образ ветра? Во-первых, движение, а во-вторых, – порывы, перед которыми нужно устоять. По-видимому, и "вдохновение" находит на него на него как порыв ветра, как бури, сменяемые полным штилем, туманом, а потом наступают неожиданно такие "пики" заоблачности воображения, какие даже не снились многим. Чтобы так алкать, надо быть очень голодным и духовно, и физически, и знать всяческие бедствия и счастье". (О творчестве Алексея Кривошеева – из книги "Ветер из Уфы. Литературная критика")

"Вот у него – метафизический реализм – своё направление создал. Его поэзия напоминает продуваемые снегом, осенним или зимним, улицы. И вот брожение постоянное по этим улицам ветреным. И вот он идёт и видит всё, что внизу, в каждой детали. Он видит и грязь, и видит бескрайние просторы Вселенной, видит и Бога, и, как я написал, глядя в грязь, видит свет. То есть как-то это у него все связано – эти мельчайшие детали и бесконечность бытия".

"О ком-то я просто не мог писать…"

""Ветер из Уфы. Литературная критика" – это сборник критических материалов, которые написаны в разные годы за большой период времени. Это всё-таки знакомые люди, некоторые из них – друзья. И субъективно. О ком-то я просто не мог писать, хотя меня просили. Для меня… Это должно быть творчество. Есть определение такое туманное, что такое творчество: человек пишет не от дури, а оттого что он не может не писать, через себя всё пропускает. Вот, я внутренне это чувствую. И, соответственно, здесь – те литераторы, которые меня затронули".

  • "Депрессии не избежали даже такие титаны мысли и слова, как Иоганн Вольфганг Гёте, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй и другие. Более того, каждый человек хоть раз в жизни проходит через эти периоды, тем более поэт, который находится в гуще событий, и в то же самое время немного в стороне, чтобы видеть их… Поэзия Михаила Кривошеева с его особенной тонкостью восприятия рождена мироощущением, где все живое, даже камни…". (О творчестве Михаила Кривошеева – из книги "Ветер из Уфы. Литературная критика")

"Миша – биолог, кандидат наук. Его поэзия – бессонная ночь, переживания, которые ощущаются на телесном уровне, и постоянная неудовлетворённость, и какие-то смутные надежды, что обусловлено его взрослением в период смутного времени, то есть в начале девяностых. То есть у него такое мировоззрение: из сна, переживания – снова на свет".

Ветер Петербурга

"Был в Питере два раза, среда там – моя, это точно. А ветер там порывистый, резкий, какой-то влажный. Уфимский ветер – мягче, не такой наглый (смеется). Рядом моря нет, поэтому нет таких порывов. Московский актер знакомый все время говорит: "Уфа – это вообще! Я просто в восторге! У вас такие люди творческие, все время какая-то движуха!" – искренне восхищается.

Музыканты активны очень, каждую возможность используют буквально, но нет мест, где можно проводить концерты, – есть разные ограничения.

У художников есть галереи, периодически проводятся выставки и так далее – движуха постоянная.

С литераторами раньше мы собирались в Союзе писателей, помню, когда Саша Леонидов там был консультантом литературным. Сейчас нет ничего такого".

О сборнике юмористических рассказов "Шутки поневоле"

"Это истории из жизни, которые реально происходили, я просто их запечатлел. И также истории из моей психологической практики. Как-нибудь издам отдельную книгу на эту тему. В юмористическом виде, конечно, всё. Там на грани фола, в общем-то, 16+ написали. Есть рассказы, связанные с музыкантами, литераторами, людьми с улицы, алкоголиками, бомжами и так далее.

Что такое юмор? Вообще, для меня это добрый неожиданный взгляд на ситуацию или человека, который переворачивает немножко эти вещи и получается эффект такой комический.

У меня взгляд ближе к О. Генри, Чехову, Гашеку. Вот в этом русле. То есть это добрый юмор.

Чехов не успел стать циником. Дожил до 44 лет и всё время занимался больными, много писал, постоянно как-то осмысливал, видел суть, а не ожесточился. Добрый. Ему творчество было во благо".

Есть ли признаки депрессии у литературы Уфы?

"В целом сложно сказать. Некоторый спад есть. Некоторая грусть, скажем, мягко выражаясь (смеется).

Творчество для чего вообще нужно? Чтобы тяжелые даже переживания растворять своим творчеством и двигаться дальше, к пониманию чего-то большего. Движение прекратится, если не будешь помогать другому. То есть вот я себе помог и что? Я такой довольный эгоист? Обязательно должно свое творчество повлиять на других. Это изменение мира к лучшему. Творчество – это созидание. Творить – значит создавать.

Жизнь зависит только от человека, её результаты. Пока он маленький – это ещё родители там, окружение. Но он должен на свою тропу выйти. В его руках тогда уже – смысл.

В свое время, когда у меня были эти переживания, в первую очередь, мать поддержала очень. Потом уже я сам мог поддерживать других. Двигало ещё что? Стремление разобраться со своими переживаниями, прояснить это, что-то понять, почему это так вот происходит, почему так тяжело, всё плохо. А когда получался результат, понимание, появлялось чувство удовлетворения: о, оказывается, я что-то понимаю! И потом уже другим это можно сказать. Ещё результат – если не для себя, а для других – это ещё радостнее! Вот что двигало лично мною.

Читал все подряд. Но мне помогла жизнь только сама, не литература.

Я читал много, да. Но так выделить… не могу сказать, что повлияло сильно. Свой опыт".

О монетизации творчества

"Лучше не писать вообще! Я часто не понимаю, почему люди пишут. Как психолог – я еще как понимаю! (смеется). Не для каждого это поле деятельности, я считаю, – литература…

Особенно меня умиляют лирики, конечно. Ну, это бесконечное пережевывание темы! Я считаю, творчество, так же как и жизнь, дано для того, чтобы развиваться и расти, а не всё время одно и то же повторять в десятках книг. То есть в динамике можно посмотреть – этот человек зря пишет или не зря. Есть рост какой-то? Ну, как человека. Творчество – это составная часть.

  • Не обязательно зарабатывать деньги, главное – что говоришь и насколько это понимаешь, и влияет ли это на других людей положительным образом.

Поэзия… Главным образом, это отражение в словах сложных вещей, в структурированных словах, хорошо звучащих, где есть смысл, так бы я сказал. Порядок слов, о чем это, и как звучит. Это просто надо чувствовать еще внутренне как-то".

"Идея Российского рок-клуба появилась во сне…"

"Я обязательно из сна что-нибудь да вытаскиваю. И много интересных вещей притворилось в жизнь. То есть я удерживаю в памяти. Во сне я думаю: да, вот это бы надо записать, когда я встану… Встаю и записываю.

Например, первая фраза поэтическая появилась во сне: "Над бледной плотью – бессонная ночь. / Разорвано время на лоскутки. / Ветер осенний треплет листки / пухлой тетради взаимных обид…" И так далее. То есть я встал ночью и записал. А потом, в последнее время, скажем, я уже не встаю – я знаю, что утром это у меня всё будет зафиксировано.

Вот, например, идея Российского рок-клуба появилась во сне… Нет, у меня голосов нет (смеется) ".

Выстраивается книга о мышлении

"Я пишу еще научные статьи по мышлению. Я их тоже записываю, и что-то выстраивается наподобие книги. Начиная с зарождения Вселенной нашей, Земли, её развития, жизни… И у мышления человека есть общие закономерности, понимая которые, можно это использовать для жизни.

Все думают, что человек – логичное существо. Оказывается, в его сознании умещается несколько видов мышления, где они могут мирно сосуществовать, а иногда, когда одно преобладает – при психических заболеваниях – тогда, значит, уже отклонения.

Начиная от примитивного мышления древних людей…Оно тоже у нас существует. Практическое, прагматическое – так еще называют. В некоторых ситуациях оно необходимо для выживания. Может быть наоборот – мышление, оторванное от реальности. То есть не такое примитивное, практическое, прагматичное, а слишком абстрактное. То есть творчество нас туда тянет, вверх, но отрываться нежелательно, потому что это уже будет не отражение реальности, а искажение её.

Если говорить о психическом здоровье, то норма – это адаптированность человека к окружающей среде: он может общаться с другими, взаимодействовать без ущерба какого-то для них и для себя. И он работает, сам себя обеспечивает.

  • Адаптированность – ключевое слово для нормы.

Смелость в творчестве? Это не следование каким-то канонам! Это выработать свой взгляд. Отсутствие авторитетов. Подражание – это один из начальных этапов ученичества, как говорил Бехтерев, внушение сначала, подражание, заражение – три механизма психологической адаптации. Да, надо все изучить, все надо впитать, пускай будут какие-то кумиры, авторитеты – ну, это ещё подростковый взгляд. Выработать свой взгляд! А не говорить, вот классики там… О, Пушкин! Да, здорово! А где мое-то? Где мой взгляд? Зачем писать? Я еще раз говорю: нужно прийти к самому себе".

  • "Я думаю в любом случае не нужно бояться ветра перемен. Пусть он по-прежнему доносит до нас голоса прошлого, уже сказанного, спетого, сделанного, но мы не должны отказываться от того, что ещё сейчас пока кажется фантастикой". (Из книги Вячеслава Михайлова "Ветер из Уфы. Литературная критика")