Проект:

Переплет

Варвара Малыгина: "У меня есть бесконечный список того, что я хочу прочитать…"

"Невидимые нити" – первая книга уфимской поэтессы Варвары Малыгиной вышла в Уфе в 2023 году.
Варвара Малыгина: "У меня есть бесконечный список того, что я хочу прочитать…"

В декабре 2022 года по итогам поэтического слэма, прошедшего в рамках литературного фестиваля "КоРифеи", Варвара Малыгина выиграла сертификат на издание сборника. О долгожданной книге, путешествиях, чудесах, читательских предпочтениях и многом другом поговорили в субботу, 1 июля 2023 г., в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан".

Варвара Сергеевна Малыгина родилась в Уфе, окончила уфимский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, печаталась в литературных журналах, сборниках, альманахах. Участник поэтических концертов, слэмов, фестивалей. Работает в региональном филиале издательства "Эксмо".

Еще в 2014 году планировался выход первой поэтической книги – "Мой Иггдрасиль", но сборник так и не был издан.

Варвара Малыгина: "Это как-то все откладывалось, откладывалось. А потом просто потеряло актуальность. И первый раздел в этом сборнике я назвала как ту не вышедшую книгу – "Мой Иггдрасиль". Там очень старые стихи, написанные с 2010 по начало 2014 года. В других разделах таких старых стихов нет. Решила, что четырнадцать стихотворений достаточно, только самые-самые.

Книгу оформила дизайнер-иллюстратор Оксана Морева из Екатеринбурга. Мне прислали несколько вариантов обложек, и я выбрала более подходящую по настроению: одинокая девушка на фоне дороги, на фоне какого-то города вдали. Мне показалось, что большинству стихов из книги это соответствует по настроению.

Название "Невидимые нити" – это отсылка к Гофману. В произведении "Житейские воззрения кота Мурра" есть про любовь артиста. И там было как раз про невидимые нити, что по настоящему артисту, художнику, поэту, музыканту не нужно обладать объектом любви, достаточно связующих невидимых нитей. И мне пришло в голову такое название".

"Когда я ударилась в научный атеизм, стихи перестали приходить…"

"Весна будто бы наступила, подсохла грязь.

Христос воскрес в 1978-й раз…

Это старое стихотворение мне очень нравится, несмотря на то, что прошло много лет, и там есть какие-то не очень актуальные вещи. Я считаю, что это одно из лучших моих стихотворений вообще в жизни.

Оно написано в 2011 году. Там упоминается Зеланд. Тогда я увлекалась немного такими вещами. Сейчас это уже скорее какая-то фантастика. Вот в чем сложность выпуска первой книги за 13 лет: книга должна отражать то, что у тебя сейчас в голове, а у меня столько всего было в голове за это время, начиная с 2010 года! Сложно.

Я лет шесть назад вообще ударилась в научный атеизм, материализм. Сейчас я уже где-то, может, года два как начала отходить от этого обратно. Конечно, не так, как раньше. Раньше, когда писались вот эти все стихии из "Иггдрасиля", я была абсолютно уверена, что стихи приходят откуда-то, а я просто проводник. Потом, когда я ударилась в научный атеизм, они перестали приходить. Я, конечно, иногда что-то писала, что-то придумывала, но получалось не то что плохо, но тяжело. Сейчас я опять возвращаюсь к немного мистическому воззрению, скажем так, что да – это действительно откуда-то приходит, но, скорее всего, ничего особо мистического в этом нет, они просто приходят с некого плана человеческого бытия, общечеловеческого, где хранится все, всякие образы".

"…Клещей бояться – в лес не ходить", или О природе верлибра

"Мы не так давно разговаривали с Юрием Татаренко о том, чем отличается проза от поэзии. Я говорю – концентрацией. Стихи могут быть без рифмы, без ритма, они могут даже не записываться в столбик, но концентрация поэтического текста очень отличается по насыщенности от текста прозаического".

Также в интервью:

О путешествиях по Башкирии

"Красивых мест много. Место становится любимым… так же, наверное, как человек: мы же человека не за красоту любим…"

О чудесном

"Когда я выиграла эту книжку, я понимала, что это удача, и она в какой-то мере закономерна. А вот, например, когда что-то такое происходит в любви, я сразу думаю: "Это чудо!"… "

О чтении

"Я в "Эксмо" работаю с 2014 года. Помню, первое время хотелось прочитать все! Я там чуть ли не ползарплаты получала книжками – тогда у нас еще была такая система: заказываешь книжку, а потом из зарплаты вычитают. Сейчас уже такого нет. И где-то года через полтора я просто начиталась до тошноты, я не могла читать вообще ничего. Смирилась с мыслью, что я не смогу прочитать все, да и не нужно жадничать и пытаться охватить все. В общем, сейчас я гораздо избирательнее отношусь к тому, что я читаю…"

О "пирожных"

"Фэнтези для меня – это как пирожные. Конечно, хорошее фэнтези, потому что обидно, если раз в месяц позволишь себе пирожное, а оно не вкусное…

У меня есть большой бесконечный список, который нигде не зафиксирован, того, чего я хочу почитать…

Мне читать интересно почти все, кроме чего-то откровенно плохого. Я, например, любовные романы не люблю…"

О финском роке и любимых городах

"Я с 18 лет поклонница финского рока… В Хельсинки живут мои любимые музыканты. Я сама там была три раза… У меня несколько любимых городов, в которых я не живу. Уфа – родной город, в котором я практически всю жизнь прожила. Родилась, живу и умру, скорее всего, тоже здесь…"

О музыке и рэпе

"Я люблю разную музыку. Рэп не люблю, но есть, конечно, исключения… "

О поэтических фестивалях и семинарах

"Была в Самаре, в Челябинске, в Мурманске, в Сибири, в Ленинске-Кузнецком и недавно была в Красноярске. Что это дает? Как повезет. Иногда это дает публикации в журналах…"

О космическом одиночестве и земной глухоте

"Я не думаю, что тут проблема в объеме информации. У нас сейчас очень эгоцентричное время – люди не хотят никого слушать, они хотят только говорить. О себе. И им не интересно, что им рассказывают даже близкие люди. Эгоцентричную речь слушать быстро надоедает, но, тем не менее, иногда нужно слушать людей, что тебе говорят. Обычно это интересно".