Проект:

Переплет

Асия Арсланова: "Мне никто не машет из чащи…"

В этом "Переплете" – "Аул", дебютный роман Асии Арслановой, написанный в жанре этнического фэнтези. Книга вышла в московском издательстве "Волчок" в 2024 г.
Асия Арсланова: "Мне никто не машет из чащи…"

"У "Аула" была счастливая судьба. С его синопсисом я поступала бесплатно учиться на писательские курсы. Рукопись попала к прекрасному издателю. Книжка получилась красивая. Я чувствую достаточно внимания от читателей, особенно от уфимских. "Аул" исполнил все писательские мечты, которые у меня были. Даже не знаю, чего еще пожелать. Может быть, мечтала бы еще о театральной постановке. Это более реалистично, мне кажется (чем кино). Я очень люблю Башдрамтеатр. А так – книжка просто молодец", сказала Асия Арсланова в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 16 марта 2024 г.

Об истории на основе легенд

"Для меня здесь преступление, и фэнтези-элементы, и хоррор-элементы только для того, чтобы побольше рассказать про Башкирию, про 19-й век, про девочек, про их возраст… "Аул" я в буквальном смысле собрала из легенд. Может быть, у многих дома есть серия книг "Башкирское народное творчество". И вот я взяла том "Предания и легенды", набор стикеров и отмечала мотивы, сюжеты, образы, которые мне понравились, насыщала ими свой текст. Во многом обязана мифологии, легендам, культуре, поэтому и отношу свой роман к фэнтези".

О жестоком

"Ни один акт жестокости, который там описан, не придуман. Честно говоря, почему я написала фэнтези? Потому что я не могла придумать, как в историческом детективе по-настоящему убивать людей. Поэтому я взяла мифологический сюжет, где нечистая сила должна была сделать этот процесс как-то попроще для автора".

О критике

"Я не краснею за эту книжку. Я сделала максимум в тех условиях, которые у меня тогда были, в эти мои вечера и выходные, в которые я писала, с тем уровнем знаний, который у меня тогда был. И большие похвалы, и какие-то критические замечания – это так раскачивает эго, то есть ты все время ходишь и думаешь о себе. В общем, я хочу перестать читать отзывы, но пока еще поглядываю. И для меня есть суперважные. Например, недавно вышел большой лонгрид об "Ауле" на сайте "Лабиринта", и там есть отзыв писателя Шамиля Идиатуллина, и для меня это было суперважно, потому что, я думаю, мы не можем сами себя назначить писателями – эта инициация происходит через взаимодействие с авторами состоявшимися. Вообще, по "Аулу" была неплохая пресса, в том числе в федеральных СМИ, потому что он очень удачно вышел к ярмарке нон-фикшн в Москве и попал в обзоры книг, которые рекомендовали обозреватели".

О следующей истории

"Регионы России мне очень интересны. Когда я там бываю, я обязательно изучаю центр города, музеи, захожу в книжные магазины. Меня порадовал больше всего Оренбург. Там были очень интересные книги, связанные с локальной культурой. Я была в Марий Эл. Не знаю, получится у меня или нет, но я хочу в своей следующей истории добавить героев не только из Башкирии, но, может быть, из других регионов Поволжья. Думаю как раз про Оренбург, Чувашию, Марий Эл, Нижний Новгород.

  • Рабочее название второй книжки – "Поволжский экшен", я так для себя называю, потому что я влюблена в этот макрорегион.

Может быть, что-то получится. Посмотрим".

О распределении полок в книжном шкафу

"У меня есть полка с современной российской литературой. Я считаю, какие бы драконы не бороздили просторы твоего романа, ты должен знать, чем живет современная литература, ее язык, ее тренды. Из последних книг мне ужасно понравилась "Дислексия" Светланы Олонцевой, понравилось, каким языком она написана, – очень современным, поджарым, интересным. У меня есть полка с зарубежной литературой, тоже по большей части современной, но есть и моя бесконечная любовь Джейн Остин. Роман года для меня был в том году – "Зимний солдат" Дэниела Мейсона про врача во время Первой мировой войны. Роман вышел в издательстве "Фантом Пресс". Как правило, "Фантом Пресс" издает такие уютные зарубежные романы, которые я очень люблю, глубокие и в то же время – с увлекательным сюжетом. У меня есть полка с нон-фикшн и creative writing – книгами по творческому письму. Последнее время я чуть меньше стала их читать, потому что подустаешь немножко от этого всего. Но в прошлом году я с интересом прочитала книжку "Тысячеликая героиня" про женский образ в мифах и литературе. У меня есть полка с книгами о Башкирии и башкирских авторов. И полка с фэнтези, young adult, приключениями, вот этим всем".

Также в интервью:

– "Почти год предлагались разные версии…", – о рекордном количестве вариантов обложки для "Аула";

– "Очень поразила эта легенда. Я использовала оттуда много мотивов…"; – о двенадцати девушках из легенды;

– "Небольшой поселок в пригороде Октябрьского, Муллино – главная точка на карте…", – о любимом уголке Башкирии;

– "Мне повезло, что моя мама и ее сестренка читали книги местных авторов…"; – о замечательной коробке, найденной на чердаке;

– "Интересный сюжет разворачивался за околицей, там, где мы сами живем. Я перечитывала этот роман каждую весну в школьные годы…", – о поразившем произведении Зайнаб Биишевой;

– "Во многом благодаря Гарри Поттеру у нас было такое долгое-долгое детство …", – о любви;

– "Я считаю, "Аул" написан для этой возрастной категории…" – о young adult;

– "Была серия башкирского революционного романа… ", – о некоторых источниках информации об истории и быте;

– "Мы принципиально не сделали сноски по тексту…", – о погружении в контекст;

– "Это были потрясающие годы, благодаря возможности читать…", – об учебе на филфаке;

– "У меня такое ощущение, что мы с этого начинаемся…", – о мифологии;

– "Я бы не смогла написать чистый хоррор, фэнтези мне ближе…", – о жанровой специфике;

– "Нет, мне никто не машет из чащи…", – о потустороннем;

– "Это не заводик, к сожалению…", – о скорости написания книг;

– "Я подумала: так, у нас есть и Башкортостан на карте, надо что-то делать!" – о мотивации пойти на писательские курсы;

– "Мне кажется, сейчас большой тренд на доколониальный взгляд, когда люди рассказывают о своей культуре сами…", – о проводнике Сашке;

– "В какой-то момент я поняла, что немножко не хватает экшена, и эти парни просто из ниоткуда возникли…", – об авторских монстрах;

– "Я старалась выбирать тех, кто построже…" – о выборе рецензентов на писательских курсах;

– "Я написала впервые про Башкирию, и тогда эта химия сработала…", – о публикации в журнале "Традиции & авангард";

– "Я ужасно горжусь башкирскими эпосами…", – о "Урал-батыре";

– "Мне казалось, что это на поверхности, но никто этого не замечал…", – о чем первой догадалась ведущая программы "Переплет".

Также в передаче звучит в авторском прочтении отрывок из романа "Аул".

Что еще интересного почитать? Книги, о которых вспомнили в разговоре:

"Улан Далай" Натальи Илишкиной, "А за околицей – тьма" Дарины Стрельченко, "Сезон отравленных плодов" Веры Богдановой, "С неба упали три яблока" и "Люди, которые всегда со мной" Наринэ Абгарян, "Жених и невеста" Алисы Ганиевой, "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной, «Гардемарины, вперед! Тетралогия" Нины Соротокиной, "Кто боится смерти" Ннеди Окорафор.