"Меньше всего мне хотелось бы, чтобы у читателей возникла еще одна фобия. Я иногда подписываю книжку так: "Не бойтесь тоннелей – я все наврала". Я придумала тоннель ненастоящий, неправильный. И вообще, это история не про тоннель, разумеется. Тоннель здесь нужен как декорация. Он мне нужен, чтобы эти люди не могли его покинуть (…). Мне кажется, в "Тоннеле" я достигла максимума того, что я могу себе позволить сделать с ни в чем не повинными случайными людьми, которые попались мне под руку. И это, правда, очень страшная история. Она самая страшная из всех, которые я написала", – сказала Яна Вагнер в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 6 июля 2024 г.
"Очень хочется в санаторий для поправки здоровья. (Смеется) Я себе разрешила этот год путешествовать, представлять (роман), говорить про него и не писать никаких новых страшных историй. И вообще, может быть, следующую написать не страшную. Потом, когда-нибудь, когда захочется что-нибудь написать".
Также в интервью:
– "Посмотрите, как он умеет бояться", – о писателе, с которым часто сравнивают;
– "Мне ужасно любопытно, каким образом люди соединяются с текстом", – о читательских откликах;
– "Французы хорошо читают русскую литературу", – о переводах и других взаимосвязях;
– "Я изначально "Тоннель" придумала как сценарий", – будет ли кино по новой книге;
– "Мне кажется, читателю так проще разбираться", – о том, как обозначены в романе действующие лица;
– "Вокруг кота сосредоточено много читательского волнения", – еще о персонажах "Тоннеля";
– "У меня очень мало общего с этим мальчиком в "Газели"", – о "присутствии" автора в его героях;
– "Никакой автотерапии, пока ты пишешь, не происходит", – о рисках для психики;
– "Бывают книжки, где можно никого не убивать", – о неотъемлемой части жанровых историй;
– "Гоголь – это чистое счастье, страницы хочется целовать", – о романе с классической литературой;
– "В 14 лет читать "Войну и мир" бессмысленно", – о способе заинтересовать подростков классикой;
– "Я такую ответственность на себя не возьму", – о выборе последней книги человечества и "Хождении по мукам";
– "Восхищаться – писателю обязательно и завидовать очень полезно", – о несогласии со Снусмумриком;
– "Писать можно только о том, что не дает тебе спать по ночам", – о свободе и трагедии пишущего;
– "У меня был блат", – о любимых книжках детства;
– "Книги должны дарить нам счастье", – о том, что радует внутреннего ребенка;
– "Они спасли мне жизнь", – о благодарности изобретателям аудиокниг;
– "Все большие подробные истории перекочевали в сериалы", – о кино;
– "Задачи, которые поставили перед собой создатели сериала, они выполнили на пятерку", – о сериале "Эпидемия";
– "Человек дольше сопротивляется", – о глобальных процессах;
– "Реальность посрамила всю фантастику", – о поведении человечества в пандемию.
А также о том, как внутренний критик обижает внутреннего писателя, о ненавистном слове, авансах, обещаниях и гонорарах.