Проект:

Переплет

Писатель Юрий Горюхин: "Я за разум, за Канта, за Вселенную"

В новом выпуске программы "Переплет" поговорили с автором книги "Звездное небо над головой... рассказы, заметки, эссе", вышедшей в издательстве "Китап" в 2024 г.
  • Писатель Юрий Горюхин: "Я за разум, за Канта, за Вселенную"

"Все это – есть я, и это все – через меня. И, в общем-то, все по чесноку. И даже если, предположим, я хотел издать немножко другое, это все равно те мои мысли, за которые я несу ответственность и готов … понести наказание", – сказал Юрий Горюхин в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 4 января 2025 г.

Юрий Александрович Горюхин родился 28 февраля 1966 года в Уфе. Главный редактор журнала "Бельские просторы". Член правления Союза писателей РБ. Автор книг "Встречное движение", "Канцелярский клей Августа Мёбиуса", "Блок № 667", "Полуштоф остывшего саке", "Как Йылгыр с Наполеоном воевал", "Пазл", "Шофер Тоня и Михсергеич Советского Союза" и других. Финалист Национальной литературной премии Ивана Петровича Белкина. Дважды финалист премии имени Юрия Казакова. Лауреат литературной премии имени Степана Злобина. Шорт-лист Всероссийской литературной премии имени Бажова. Шорт-лист Международного литературного Чеховского конкурса «Краткость – сестра таланта». Заслуженный работник культуры РБ. Награжден Почетной грамотой Республики Башкортостан. Лауреат премии Всемирного курултая башкир в области культуры, гуманитарных наук и образования им. Сосланбека Тавасиева.

О том, что наполняет удивлением и благоговением

"Пожалуй, не только моральный закон внутри меня, но и способность анализировать происходящее, то есть, видимо, сам разум. Кант все-таки был идеалист и говорил о душе. Я бы, наверное, как материалист, сместился бы во вместилище разума, то есть мозг. Но, вообще, трудно что-то еще придумать, потому что Кант сказал: "…звездное небо над головой", а это Вселенная, то есть – весь наш мир. Поэтому я за разум и опять же за Канта, за Вселенную".

О чем думается писателю наедине с природой

"Чаще всего ты как раз от мысли бежишь. Увидел садящееся солнце – и тебе хорошо. Листва под ногами шуршит – хорошо. Вдалеке идет парочка, держится за руки – тоже хорошо – возможно, у них все будет здорово в этой жизни. Или пожилые идут с палочками своими смешными. Раньше какое-то раздражение было – зачем они, эти чужие нам палки скандинавские, а сейчас даже умиляет: молодцы, идут, толкаются в асфальт. И ты наполняешься. Нет информационной шумихи, нет посредника, когда кто-то там тебе что-то рассказывает, а ты сам видишь. И можно даже не проговаривать".

О вредной привычке некоторых художников

"Не люблю, когда художники начинают что-то объяснять. Кстати, они сами-то не очень любят, но иногда они это делают. Вот как Гойя в его капричос. Зачем он там написал все эти пояснения? Они такие назидательные. Да, понятно, что вроде бы это надо было, но он сразу как бы нивелирует это, непонятность, страшность, еще что-то. Или музыкант. Вот тоже объясни, что ты тут напиликал. Какая глупость! Напиликал – слушай. Не нравится – не слушай".

Также в интервью:

"Я с удовольствием прочитал где-то кредо средневекового японского искусства: все избыточное – безобразно. Коротко, ясно", – о восточном;

"Чтобы мамонта завалить, надо человек пятьдесят собрать", – о связи первобытного командообразования и IQ;

– "Все зиждется на греках", – об играх разума по-восточному и по-западному;

– "Нам нужна какая-то смысловая нагрузка", – о совершенстве и дурной бесконечности;

– "У нас у всех будут какие-нибудь модемчики", – о неизбежных облачных технологиях;

– "Я не знаю, как быть с писателями", – об открытом вопросе, общении с нейросетью и творчестве без посредников;

– "Связка – чисто по датам", – о роли некоторых личностей в истории всеобщей и личной;

– "Горюхины вплетены", – о горюхинских банях и певце Шаляпине;

– "Мы смотрели друг на друга, и я забыл про ружье", – об охоте в другом мире, мутности, прозрачности, и о том, что главное не подстрелить, а посмотреть;

– "Так далеко ехать необязательно", – о национальных особенностях туризма и встрече Нового года;

– "Чугунов выкладывает на сайт произведения, Розалия верстает, Татьяна, наверное, с ней препирается, Света редактирует какие-то стихи, романы, повести, Чечуха готовит краеведческую статью", – о том, что тем временем в редакции журнала "Бельские просторы"…