Право собственности - 09.12.19 Об ошибках в данных о недвижимости

Смотрите выпуск Право собственности - 09.12.19 Об ошибках в данных о недвижимости
  • Право собственности - 09.12.19 Об ошибках в данных о недвижимости

- Недвижимость — тема серьезная. Поэтому в государственном информационном ресурсе, где содержатся сведения об объектах недвижимости, об их правообладателях, должен быть полный порядок. Какие ошибки возможны при ведении реестра? Как выявить неточности в базе недвижимости, если они есть?

-В первую очередь, хотелось бы отметить, что наличие ошибок приводит к снижению качества данных, уменьшению доступности государственных услуг. Поэтому Управлением Росреестра по Республике Башкортостан ведется целенаправленная работа по снижению их количества, а также недопущению их возникновения. И можно уверенно сказать, что, например, за 10 месяцев 2019 года количество исправленных технических ошибок составляет 0,09% от всех совершенных учетно-регистрационных действий. Технические ошибки чреваты тем, что в случае их допущения данные ЕГРН будут отличаться от сведений в документах, представленных на кадастровый учет и регистрацию прав. Это могут быть неправильные фамилии, имена и отчества правообладателей, адреса объектов недвижимости, иные характеристики. Реестровая же ошибка «переносится» в ЕГРН из документов, представленных в орган регистрации прав:

- например, из межевого, технического планов, карты-плана территории или акта обследования. Ошибки в таких документах допускаются кадастровым инженером;

- иных документов, которые поступили, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия. Такие ошибки допущены лицами и органами, которые составили и направили указанные документы.

Во многих случаях наличие технической ошибки в документах выявляется непосредственно в момент получения документов, подготовленных как результат предоставления государственной услуги (например, после проведения государственной регистрации прав), при получении выписки из ЕГРН (во время подготовки к купле-продаже имущества), при обращении к публичным ресурсам Росреестра. Игнорировать факт выявления некорректных данных не рекомендуется, поскольку впоследствии они могут являться причиной тех или иных сложностей во владении объектом недвижимости (налогообложение, принятие наследства, отстаивание своих прав в суде и т.п.).

-Что нужно сделать правообладателю для того, чтобы исправить техническую ошибку в базе недвижимости, если она все же была допущена?

-В этом случае нужно заявить об этом в орган регистрации прав. С заявлением об исправлении технической ошибки может обратиться любое заинтересованное лицо, не только правообладатель. Процедура простая. Подать соответствующее заявление можно лично через любой удобный офис РГАУ МФЦ, направить в Управление по почте, воспользоваться электронным сервисом на официальном сайте Росреестра или возможностями «Личного кабинета правообладателя». Исправление технической ошибки осуществляется бесплатно. Кроме того, можно воспользоваться онлайн сервисом «Запрос на исправление технической ошибки» на странице сайта Управления указав в поле «Сведения в которых допущена ошибка», характеристики объекта недвижимости, сведения о которых ошибочны. Также с информацией о возможной технической ошибке можно обратиться к сервису «Консультант сайта ONLINE» там же на странице сайта Управления Росреестра по Республике Башкортостан, выбрав соответствующий тип вопроса. Эти сервисы введены Управлением для того, чтобы у заявителей имелась возможность сообщать о технических ошибках, что более удобно.

-А без участия правообладателя возможно исправление технической ошибки, если она все же была допущена, а собственник не знает/не обратил на нее внимания?

-Да, закон допускает такую возможность в случае, если государственный регистратор прав выявил ошибку самостоятельно или в Управление поступило решение суда об исправлении ошибки, вступившее в законную силу. Тогда техническая ошибка исправляется без заявления правообладателя. После исправления государственный регистратор прав уведомляет правообладателей. Для этого в адрес правообладателя в течение трех рабочих дней после исправления ошибки (неважно, кем она была выявлена) направляется уведомление об исправлении ошибки.

-Как исправляются реестровые ошибки?

-Реестровая ошибка исправляется сложнее. Сначала придется исправить ошибку в документах, обратившись в соответствующий орган или к лицу, подготовившему ошибочный документ, и только после этого — в ЕГРН, обратившись с заявлением об исправлении реестровой ошибки. Способы направления заявления те же, что и при исправлении технической ошибки. При этом хотелось бы отметить следующее: зачастую сотрудники Управления не могут самостоятельно (без участия правообладателя) исправить реестровые ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков. Поскольку у Управления Росреестра по РБ отсутствует соответствующий материал, позволяющий определять «правильные» координаты объектов.

-Возвращаясь к вопросу направления уведомлений об исправлении ошибки, хотелось бы спросить: все ведомства сейчас отходят от бумажного документооборота. Как Управление Росреестра по Республике Башкортостан сегодня строит своё общение с правообладателями? Какие каналы связи для этого используются?

-Уведомления направляется обычно на почтовый адрес или же на адрес электронной почты, если сведения о таковом имеются в Управлении. Второй вариант более предпочтителен, поскольку информация правообладателю поступает мгновенно (экономятся и время, и ресурсы).

При этом, если у заявителя появился электронный почтовый ящик, изменился почтовый адрес, законом предусмотрена возможность собственнику или его законному представителю внести в ЕГРН сведения о почтовом адресе и (или) сведения об адресе электронной почты, по которым осуществляется связь с правообладателями.

- Наверное, много собственников, которые давно не обращались в Росрееестр и, соответственно, не предоставляли, не обновляли свои контактные данные. Могут ли они актуализировать контактные данные, независимо от совершения сделки со своим имуществом?

-Для этого им необходимо просто обратиться с соответствующим заявлением через офисы МФЦ. Информация будет внесена в ЕГРН в срок не более трех рабочих дней со дня приема соответствующего заявления.

Сегодня гостем студии была начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Республике Башкортостан Каримова Елена Васильевна.