В настоящий момент офисы РГАУ МФЦ осуществляют прием-выдачу документов по более 220 видам услуг для физических и юридических лиц. Значит ли это, что РГАУ МФЦ заменило собой огромное количество государственных и муниципальных структур? На эти и другие вопросы отвечает Наталья Низамутдинова, начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Республике Башкортостан.
Хотелось бы уточнить, как взаимодействуют Росреестр и РГАУ МФЦ?
Действительно, у многих граждан, которые обращаются в офисы МФЦ за получением тех или иных государственных или муниципальных услуг, нет ясности, кто в конечном итоге эти услуги им предоставляет. На самом деле сотрудники МФЦ только принимают документы от граждан и организаций и далее передают эти документы по подведомственности в соответствующий орган власти или местного самоуправления. Например, если гражданин или организация хочет зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, то они идут в МФЦ, сдают там документы, а сотрудники МФЦ принятые документы передают в Росреестр, где госрегистраторы прав проводят правовую экспертизу, вносят соответствующие данные в Единый государственный реестр недвижимости, а затем передают на выдачу опять в МФЦ для заявителя готовый документ – в том числе выписку из ЕГРН, которой удостоверяется государственная регистрация права. В Республике Башкортостан офисы МФЦ начали открываться с 2012 года и именно с этого момента Управление Росреестра начало постепенно передавать функции по приему документов в данное учреждение. Между Управлением Росреестра и МФЦ подписано соглашение о сотрудничестве и на сегодняшний момент услуги Росреестра можно получить в любом офисе МФЦ. Офисов МФЦ — 75, 459 — территориально обособленных структурных подразделений, 2 бизнес-офиса, общее количество окон приема — 1344. При этом в пределах республики обратиться можно по экстерриториальному принципу – например, через офис МФЦ в г. Белорецке можно оформить право собственности на недвижимость, находящуюся в г. Уфе. Прием документов сотрудники МФЦ осуществляют в специальном программном комплексе, бумажные документы сразу ими оцифровываются, т.е. переводятся в электронный вид, что в дальнейшем экономит время госрегистраторов прав и сотрудников архива Управления.
А с какой целью были созданы МФЦ? Неужели для государственных и муниципальных структур, которые оказывают услуги, таким бременем был прием документов от населения?
Создание Многофункциональных центров – это один из шагов Плана мероприятий «доро;ной карты», утвержденного Правительством Российской Федерации в целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг. Огромное преимущество Многофункциональных центров в том, что они оказывают услуги по принципу «одного окна» когда обратившись в офис МФЦ, можно одновременно получить сразу несколько услуг. К тому же офисы МФЦ комфортны для пребывания, они расположены в ключевых удобных для заявителей местах (например, в торговых центрах), среднее время ожидания в очереди за получением услуг Росреестра, составляет, как правило, не более 10 минут.
Какие услуги Росреестра можно получить через офисы МФЦ?
Это:
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество;
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того МФЦ осуществляет выдачу своевременно неполученных заявителями документов, т.е. невостребованных документов из архива Управления Росреестра.Хочу обратить внимание, что ознакомиться с перечнем и контактными данными офисов МФЦ, осуществляющих прием-выдачу документов для получения государственных услуг Росреестра, можно с помощью сервиса портала Росреестра «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием», а также при помощи специального сервиса «Предварительная запись» на сайте РГАУ МФЦ.
Также через портал Росреестра возможно оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка состояния запроса online». Соответствующий сервис «Проверить статус обращения» также есть на сайте РГАУ МФЦ.
Управление Росреестра как-то следит за качеством приема документов через офисы МФЦ?
Конечно, мы на постоянно основе взаимодействуем с РГАУ МФЦ. Управление активно участвует в проведении обучений, стажировок сотрудников РГАУ МФЦ, проводит тестирование по результатам обучения. Управление также проводит «контрольные закупки» в офисах РГАУ МФЦ, осуществляет анкетирование заявителей, контролируем соблюдение сроков передачи документов. Хочу отметить, что результаты анкетирования заявителей во втором полугодии 2019 года показали, что удовлетворенность уровнем квалификации специалистов РГАУ МФЦ, осуществляющих прием-выдачу документов на предоставление госуслуг Росреестра, выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Росреестр теперь не ведет прием документов?
Напрямую в Управление Росреестра поступают документы, поданные заявителем в электронном виде через портал Росреестра. В электронном виде можно получить выписки из реестра недвижимости, подать заявление на кадастровый учет и (или) регистрацию прав, уточнить справочную информацию о конкретном объекте недвижимости. При этом, чтобы совершить учетно-регистрационную процедуру и подать документы в электронном виде, необходимо иметь электронно-цифровую подпись. На сегодняшний день получить электронно-цифровые подписи, удостоверяющие документы, не составляет большого труда как по материальным, так и по временным затратам. Плюсы электронного способа подачи — это экономия времени, так как исключается необходимость посещения заявителем залов приема, а также в том, что электронный пакет документов напрямую попадает к государственным регистраторам прав. Среди прочих преимуществ — возможность подачи документов в любое время суток.
Какие сроки оказания госуслуг через МФЦ и при электронном способе подачи документов?
Обозначу основные сроки. Госрегистрация прав по закону осуществляется в течение 7 рабочих дней с момента получения органом регистрации прав документов, госкадастровый учет — в течение 5 рабочих дней, одновременные учет и регистрация — 10 рабочих дней. В случае подачи заявления и необходимых документов через МФЦ эти сроки увеличиваются еще на 2 дня. Приказом Управления Росреестра по Республике Башкортостан установлено, что по документам, поданным в электронном виде через портал Росреестра, сроки оказания услуг сокращены до 2 рабочих дней.