Сегодня мы поговорим об электронных сервисах Росреестра. Недавно ведомством были анонсированы несколько интересных электронных сервисов, которые могут быть полезны гражданам и предпринимательскому сообществу при оформлении сделок с недвижимостью. В том числе, данные сервисы смогут служить подспорьем для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. О новых сервисах нам расскажет заместитель руководителя Управления Росреестра по РБ Марина Мартынова.
Расскажите подробнее о новых электронных сервисах. Что предлагает Росреестр?
В части упрощения процедур учета и регистрации недвижимости Росреестр идет по пути цифровизации. И буквально недавно практически одновременно были введены в эксплуатацию 2 новых сервиса.Первый, пожалуй, будет полезен каждому жителю республики. Это возможность получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости через портал Госуслуг РФ. Данные выписки — весьма востребованный документ, они необходимы для получения различных гос. и муниципальных услуг, льгот, субсидий, постановки в качестве нуждающихся в жилье, при получении ипотеки, кредитов и т.д. Очень часто эта справка нужна уже «вчера» и теперь ее можно получить через портал Госуслуг, что очень удобно, учитывая, что у многих Госуслуги установлены как приложение в смартфонах и практически у каждого есть учетная запись на портале Госуслуг.Из удобства: это скорость, выписку в электронике можно получить буквально от нескольких минут до нескольких часов (а через МФЦ – это 3-5 дней), стоит она дешевле, нежели получать ее в бумаге и при оформлении выписки на портале Госуслуг само заявление заполняется автоматически, не нужно вбивать данные вручную, что очень удобно. Готовая выписка приходит в Личный кабинет портала, она заверена электронной подписью сотрудника, выдавшего выписку. Ее можно распечатать и она имеет такую же юр.силу, что и документ с мокрой синей печатью.
Да, это действительно очень удобно! Что можете рассказать про второй сервис?
Росреестром разработан онлайн-сервис по аналитике рынка недвижимости. Он размещен в открытом доступе на Публичной кадастровой карте. С помощью нового инструмента можно получить информацию о сделках с недвижимостью в разрезе 85 субъектов РФ и 8 федеральных округов, в том числе в динамике за 2018 — 2020 годы. Сведения доступны поквартально, а также в целом за год. Акцент идет на анализ сделок по ипотеке, ДДУ, приобретение жилья.
Сервис будет полезен как потенциальным инвесторам, например, застройщикам или гражданам, так как позволяет самостоятельно проанализировать активность рынка недвижимости в регионе и принять решение об инвестировании в строительство или приобретение объектов недвижимости.
Какие меры предприняты в сфере учета и регистрации недвижимости для формирования комфортных условий получения госуслуг Росреестра в Башкирии для инвесторов?
Как правило, наших заявителей (будь то гражданин, предприниматель или инвестор) интересуют 2 фактора: это сокращение сроков оказания услуг и уменьшение количества шагов (действий), которые им необходимо предпринять при оформлении недвижимости.
Что касается сокращения сроков. Сегодня сроки учета и регистрации недвижимости итак небольшие: регистрация прав проводится в течение 7 рабочих дней, постановка на кадастровый учет – в течение 5, единая процедура учета и регистрации (как правило, когда оформляется только что построенный дом) – 10 рабочих дней. При подаче документов через МФЦ добавляются еще два рабочих дня. При электронном способе подачи документов регистрация прав и постановка на кадастровый учет осуществляется в более короткие сроки – не более 2-3 рабочих дней.
Управление Росреестра реализует ряд мер по повышению доступности госуслуг для предпринимательского сообщества. С особенным вниманием относимся к заявлениям, поступающим от предпринимателей – стараемся регистрировать такие заявления ускоренно, в срок не более 5 дней, при этом сотрудники МФЦ специально всегда спрашивают. Не является ли заявитель индивидуальным предпринимателем, делают пометку на пакете документов и такие заявления рассматриваются регистраторами в первую очередь. Как вы можете видеть, в таком случае для представителей бизнеса сроки сокращены практически вдвое – с 9 до 5 рабочих дней.
Что касается уменьшения процедур. Законом предусмотрено, что в интересах граждан самостоятельно направляют документы в Росреестр органы власти или местного самоуправления когда право или сделка возникает на основании акта этих органов. Также закон их обязывает направлять эти документы за заявителя именно в электронном виде. Хоть это и избавляло граждан и предпринимателей самим обращаться в офисы приема документов, они должны были сами приобретать ЭЦП для такой сделки, должны были уплачивать госпошлину. Но теперь, благодаря новым поправкам в закон о регистрации с 30 апреля 2021 года, ОМС могут заверять эти документы своей ЭЦП в одностороннем порядке, а также гражданин или предприниматель могут не уплачивать госпошлину. Представляете, насколько это упрощает процедуру и удешевляет ее для заявителя.
Это действительно очень значимые и важные изменения! И мы рады, что такое новшества позволят еще больше упростить процесс оформления прав на недвижимость. Какие же еще возможности появились у ваших заявителей?
Заявителям, получающим услуги Росреестра больше не требуется предоставлять документы, выданные другими государственными или муниципальными органами. Мы запрашиваем их сами через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Также теперь для оформления сделки не нужно выезжать в другой регион, где размещается недвижимость. Это можно сделать удаленно, по экстерриториальному принципу, обратившись в любой офис РГАУ МФЦ.
Направить документы на госрегистрацию в электронном виде может нотариус. Срок регистрации в этом случае - 1 рабочий день.
Множество цифровых сервисов позволяют узнать данные об объекте недвижимости — «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» «Проверка исполнения запроса (заявления)», «Публичная кадастровая карта», «Извещения о продаже доли» и т.д. Много возможностей дарит «Личный кабинет правообладателя» на портале Росреестра.
Легко ли получить консультацию ваших сотрудников?
Да, конечно! Во-первых, в Росреестре работает единая «горячая линия» 8-800-100-34-34. По этому номеру можно уточнить любой интересуемый вопрос.
Во-вторых, в нашем регионе получить консультацию специалистов можно в режиме реального времени. Для этого портале http://zkprb.ru/ функционирует сервис «Консультант сайта. Online». Это специальный чат, в котором наши сотрудники могут одновременно консультировать несколько пользователей. Живое общение происходит по будням с 9.00 до 18.00 (в пятницу до 16.45). Нужно выбрать подходящую вам тему и вопрос адресуется именно нужному специалисту.
В-третьих, кроме регулярных консультаций, проводимых руководящим составом Управления, начальниками отделов, мы ежемесячно проводим Неделю горячих линий по разным тематикам, проводим прямые эфиры в Инстаграм о чем анонсируем во всех наших социальных сетях и через СМИ. Также теперь каждый первый вторник месяца мы проводим день консультаций Росреестра в офисах МФЦ.
Всем заинтересованным лицам рекомендуем обращаться для решения необходимых вопросов именно этими способами, потому что в таком случае вам удастся разрешить проблему гораздо быстрее, чем ждать официального ответа на бумаге.