Еженедельно по понедельникам мы обсуждаем вопросы, которые касаются государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастрового учета недвижимости со специалистами Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Республике Башкортостан. Тема нашей беседы сегодня – "О реализации стратегии ведения архива".
Более подробно о целях цифровизации архивов расскажет начальник отдела филиала публично-правовой компании Роскадастр по Республике Башкортостан Алия Зямилева.
Для чего необходима цифровизация архивов Росреестра?
Оцифровка дел правоустанавливающих документов на недвижимость, кадастровых дел проводится в рамках реализации федерального проекта «Национальная система пространственных данных». Это одна из приоритетных государственных задач, целью которой является автоматизация процессов, связанных с вводом, учетом, хранением и доступом к документам в электронном виде.
Сегодня Публично-правовая компания Роскадастр является источником комплектования документов Архивного фонда Российской Федерации. Перевод реестровых дел в электронный вид позволит оптимизировать состав находящихся на хранении документов, будет способствовать сокращению сроков предоставления госуслуг по кадастровому учету и регистрации прав на недвижимое имущество, а также предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Очевидно, что поиск в бумажных архивах – это трудоёмкий и не быстрый процесс, в отличие от работы с электронными документами.
Что из себя представляют архивы Росреестра?
Архивы Росреестра можно условно разделить на архив реестровых дел и государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Архив реестровых дел включает в себя правоустанавливающие документы, кадастровые дела объектов недвижимости. Они подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Документы, формирующие реестровое дело, содержат всю историю объекта недвижимости, информацию о его образовании, прекращении существования, об изменении основных характеристик.
Материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ) большей частью востребованы при проведении кадастровых работ, описании территориальных зон и границ населенных пунктов, а также при формировании земельных участков или перераспределении земель.
Все ли граждане имеют доступ к архивным документам?
Доступ к архиву реестровых дел ограничен законом, поэтому копии выдаются только самим правообладателям, их законным представителям, лицам, действующим на основании доверенности, нотариусам, правоохранительным органам, судам и иным лицам, установленным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Какие документы чаще всего запрашивают граждане и организации из Архива Росреестра?
Архивные документы могут понадобиться гражданам и юридическим лицам для проведения сделок с недвижимостью или урегулирования споров. К примеру, потребоваться может копия межевого или технического плана, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель. Часто обращаются за выдачей копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Это договоры купли-продажи, мены, дарения, договор долевого участия в строительстве и т.д.
Материалы государственного фонда данных — Это документы инвентаризации и оценки качества земель, картографические материалы, проекты перераспределения земель бывших колхозов (совхозов), схемы земледелия, землеустроительные дела: по описанию местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территорий, проекты внутрихозяйственного землеустройства и многое другое. Подобные сведения зачастую запрашиваются заинтересованными лицами, среди которых представители государственных органов и кадастровые инженеры.
Расскажите о проекте "Стоп-бумага?"
Проект "Стоп-бумага" направлен на переход к электронному документообороту, создание цифрового архива и минимизацию количества информации, которая хранится на бумажных носителях.
К реализации проекта региональное Управление Росреестра и МФЦ приступили в мае 2022 года.
Если раньше документы для государственной регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости, поступающие к нам в бумажном виде, оставались в архиве Управления для постоянного хранения, то теперь они возвращаются заявителю после перевода их в электронный вид и проведения на их основании необходимых учётно-регистрационных процедур. В Управлении Росреестра по Республике Башкортостан будут храниться только скан-копии таких документов.
Будут ли иметь юридическую силу оцифрованные документы?
Созданные в результате сканирования электронные документы заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника, что обеспечивает юридическую значимость электронных документов.
Для хранения всех электронных документов создана специальная информационная система ИС «Архив», которая надёжно защищена от внезапного отключения от энергоснабжения и обеспечит длительное хранение документов в исходном виде.
ИС "Архив" будет интегрирована в федеральную информационную систему Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), что позволит оперативно находить любой документ.
Сколько дел было оцифровано в 2022 году?
В 2022 году специалистами Росреестра и Роскадастра Башкортостана переведено в электронный вид 208 тысяч дел. В свою очередь в 2023 году запланировано оцифровать более 446 тысяч, что более чем вдвое превышает задачу прошлого года. Всего, начиная, с 2014 года, переведено в электронный вид порядка 4 миллионов реестровых и кадастровых дел, что составило 57% от их общего количества.
Работы по сканированию архивных дел планируется завершить до 2025 года.