В ходе Петербургского международного экономического форума стало известно, что Республика Башкортостан заняла четвертое место в Национальном рейтинге инвестклимата в регионах страны, поднявшись за год на одну строчку. В том числе, улучшились значения показателей по учету и регистрации недвижимости. О том, какие меры поспособствовали этому, расскажет руководитель Управления Росреестра по РБ Петр Клец.
Расскажите подробнее, каким образом Управление Росреестра участвует в мероприятиях по улучшению позиций Башкортостана в инвестиционном рейтинге субъектов РФ?
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Рейтинг рассчитывается по 67 показателям, в том числе — качество и доступность услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав собственности. Получение информации осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
Каких результатов удалось достичь вашему ведомству за минувший год?
Согласно данным рейтинга по качеству оказания услуг в сфере регистрации прав собственности и кадастрового учета Башкортостан вошел в высшие группы «А» — как по срокам и количеству процедур, так и по оценке деятельности. Это лучший результат за последние пять лет. К примеру, за год средний срок регистрации прав на недвижимость в республике сократился на 3,43 дня (с 7,6 дней в 2022 году до 4,17 дней в 2023 году), срок постановки на кадастровый учет снизился на 6,28 дней (с 23,95 до 17,67). Обращу внимание, что в показателе по эффективности кадастрового учета оценивается также сроки территориального планирования – т.е. фактически, в показатель входят сразу несколько услуг и процедур.
А какие мероприятия повлияли на улучшение данного рейтинга по факторам Росреестра?
Без сомнения – это результат командной работы.
К примеру, благодаря эффективному взаимодействию Управления Росреестра и МФЦ, наши заявители могут подавать документы экстерриториально, т.е. вне зависимости от места расположения объекта недвижимости. Также, переход на безбумажный документооборот с МФЦ позволяет нам не тратить время на транспортировку документов и услуги оказываются быстрее.
Важными партнёрами считаем муниципальные органы власти. Для закрепления этого сотрудничества организуем выездные совещания с главами районов, представителями Роскадастра, Минземимущества, БТИ, бизнес-шерифами, главами сельских поседений. В период с 2021 по 2023 годы состоялось свыше 40 таких мероприятий. В том числе, это позволило республике одной из первых достигнуть 100% показателя по доле электронных заявлений на регистрацию и учет недвижимости, поданных органами власти и органами местного самоуправления
При поддержке Минцифры республики реализовали возможность запроса 15 видов сведений посредством межведомственного электронного взаимодействия при проведении правовой экспертизы документов. Такая оперативная проверка представленных заявителями документов позволяет обезопасить сделки.
Во многих случаях заявитель может не подавать документы в Росреестр сам – за него это могут сделать нотариусы, органы власти и местного самоуправления, банковские структуры, застройщики и риэлторы.
Активно работаем с предпринимательским сообществом: для бизнеса в республике практически вдвое сокращены сроки регистрации прав на коммерческую недвижимость, в среднем за сутки ставим на учет и регистрируем права на инвестиционные и социально-значимые проекты.
Снижаем количество необоснованных приостановок и отказов по нашим услугам: создан Совет регистраторов, анализируем причины каждой приостановки, проводим обучающие совещания с сотрудниками МФЦ, кадастровыми инженерами, риэлторским сообществом, кредитными учреждениями, нотариатом — разбираем частные случаи, вырабатываем единую позицию по тем или иным вопросам.
Продолжаете наращивать долю цифровых услуг?
Конечно. На сегодня 57% всех заявлений поступает к нам в электронном формате. До конца года мы планируем довести показатель до 60%. Продолжаем проект «Электронная ипотека за 24 часа» и более 90% электронных ипотечных сделок регистрируем менее чем за сутки.
При обращении в электронном формате срок учетно-регистрационных процедур минимальный – 1-2 рабочих дня для всех категорий заявителей. Электронную выписку из ЕГРН через портал Госуслуг заявитель может получить буквально за 15 минут.
Таким образом, мы готовы обучать всех заинтересованных лиц азам подачи документов в электронном виде, в том числе – на площадке «Школы Росреестра».
Говоря о цифровизации нельзя не упомянуть о сервисах и инструментах, которые разрабатывает Росреестр. Расскажите о них подробнее.
В 2024 году Башкортостан войдет в число пилотных регионов, где в промышленную эксплуатацию будет запущена «Национальная система пространственных данных». «Национальная система пространственных данных» – это глобальный проект всероссийского масштаба, который соберет воедино множество разрозненных информационных систем по земле и недвижимости как федерального, так и регионального уровней. Система обеспечит эффективное развитие территорий, реализацию градостроительной политики, получение комплексных сведений о недвижимости. Граждане же смогут получать не менее 90% услуг в сфере земли и недвижимости в режиме онлайн, буквально за сутки.
Именно поэтому уже сегодня мы наполняем и повышаем качество данных Единого реестра недвижимости, ведем работу по проектам «Земля для стройки» и «Земля для туризма», которые будут интегрированы в Систему.
Так, благодаря проведенной работе за 2 года количество объектов без прав собственности, содержащихся в ЕГРН, в республике снизилось на 37% (с 570 тыс. до 350 тыс.).
В интересах собственников силами наших специалистов в прошлом году бесплатно устранено более 10 тыс. исторически накопленных реестровых ошибок, а в текущем году планируем устранить 28 тыс. таких неточностей.
Цифровые возможности значительно упрощают жизнь, но все равно – сделки с недвижимостью это достаточно сложная процедура, требующая знаний и, нередко, – помощи профессионалов. Легко ли получить консультацию специалистов вашей службы?
Получить правовую помощь наших специалистов заявители могут как в оффлайн режиме, так и через специальный онлайн-консультант.
Мы открыли личный прием, каждый первый вторник месяца консультируем в офисах МФЦ, являемся постоянными участниками Дней правовой помощи Ассоциации юристов России.
Для удобства пользователей наших услуг разработали онлайн-консультант, который функционирует в формате чата. Ссылка на него закреплена в шапке профиля Управления Росреестра в ВКонтакте и в Телеграм-канале. Это очень удобный ресурс, через который можно получить помощь наших сотрудников в режиме реального времени.
В текущем году в стране отмечается 25-летие с момента создания в России системы регистрации недвижимости, а также 15-летие самого ведомства. Какую стратегию выбрал Росреестр Башкортостана на будущее?
Все эти годы нашей незыблемой позицией остается системная работа и конструктивное взаимодействие в интересах жителей республики. Росреестр Башкортостана продолжит выполнять свои полномочия и государственные задачи на высоком уровне и оказывать всестороннюю помощь для реализации нововведений в сфере земли и недвижимости.