В частности, теперь в некоторых случаях даже не потребуется электронно-цифровая подпись, что существенно экономит средства заявителей, а также их время, учитывая, что подать документы в электронном формате можно не выходя из дома или офиса, и получить результат возможно уже через 1-2 дня. Об этих упрощающих нормах нам расскажет заместитель руководителя Управления Росреестра по РБ Марина Мартынова.
Марина Валерьевна, что такое электронная регистрация прав собственности?
Любое оформление недвижимости (например, оформление жилого дома, раздел земельного участка), при которых требуется внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат регистрации в Росреестре. Раньше существовал только один способ это сделать — прийти в отделение Росреестра или МФЦ, подать пакет документов и через несколько дней получить результат, вновь придя в офис, где подавались документы. Сейчас документы можно подать в электронном виде самому, загрузив их через «Личный кабинет» на сайте Росреестра или через портал Госуслуг. А ещё это можно сделать через банк или нотариуса, через орган власти или муниципалитет. По электронной почте вам пришлют выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), подтверждающую, что теперь вы собственник указанной недвижимости.
Это действительно гораздо удобнее, чем тратить время на дорогу в офисы приема-выдачи документов. Налицо экономия времени заявителя. А какие еще преимущества электронных сделок вы можете назвать?
Помимо простоты и удобства подачи документов, электронная регистрация – это еще и быстро! В Башкортостане электронная регистрация проводится за один-два рабочих дня, электронная ипотека регистрируется за сутки.
Какие нюансы есть у электронной сделки?
Для того, чтобы проводить сделки онлайн (купля-продажа, дарение), в соответствии с законом вы обязаны предварительно уведомить Росреестр, что согласны на передачу документов в электронном виде. Чтобы заключать электронные сделки, нужно заранее прийти в МФЦ и написать такое заявление. Есть ряд исключений: документы в электронном виде примут в любом случае, если их направляет банк, органы власти, муниципалитеты нотариус, а также если усиленную электронную подпись выдал Роскадастр. Подчеркну, что такое уведомление требуется только если осуществляется переход права. Если услуга простая (например, зарегистрировать право на построенный объект, подать допдокументы, внести изменения в ЕГРН) – то уведомление не требуется.
Все-таки, ситуация со сделками, когда осуществляется переход права, держится на особом контроле и это очень хорошо. А какие упрощения все же появились?
На портале Госуслуг Росреестром реализована возможность подачи ряда заявлений без использования физической усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭЦП) в случаях, когда не осуществляется переход права Заявителю достаточно подписать заявление сгенерированной им бесплатной электронной подписью в приложении «Госключ».
О каких заявлениях идет речь, чтобы нашим слушателям было понятно?
Это:
- кадастровый учет и регистрация права собственности на созданный или реконструированный объект недвижимости,
- раздел и объединение земельных участков,
- исправлении ошибок в ЕГРН,
- установление или снятие запрета на сделки с недвижимостью без личного участия собственника,
- подача допдокументов.
Просто ли сгенерировать Госключ? Что для этого нужно?
Для начала необходимо на телефон установить приложение «Госключ», войти в него с помощью логина и пароля от портала Госуслуг, далее следовать подсказкам в приложении и в результате формируется электронная подпись.
Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) в Госключе заявителю необходимо иметь учетную запись на Госуслугах, указанный в учетной записи номер телефона (на него придет код активации), и либо действующий загранпаспорт нового образца и смартфон с NFC-модулем или необходима будет очная идентификация через офисы МФЦ.
Заявление следует отправлять на портале Госуслуг, выбрав соответствующую услугу и следуя указанному алгоритму. Если заявление сопровождается электронными документами, они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. После формирования такого заявление в приложение Госключ загрузятся документы для подписания и после их подписания документы поступают в Росреестр на рассмотрение.
Таким образом, все заинтересованные лица могут самостоятельно направлять заявления на государственный кадастровый учет и регистрацию через портал Госуслуг. Итоговые документы при желании можно распечатать и заверить в офисах МФЦ.
А что касается Личного кабинета правообладателя на сайте Росреестра? Там тоже подать заявления можно самому без ЭЦП?
В Личном кабинете на сайте Росреестра 8 видов заявлений можно подавать без ЭЦП и даже без Госключа. Это такие заявления как:
- исправление технической ошибки;
- кадастровый учет изменений сведений об объекте недвижимости;
- учет и регистрация права на жилой или садовый дом;
-учет и регистрация образуемого земельного участка;
-внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости
- установление или снятие запрета на сделки с недвижимостью без личного участия собственника,
- внесение дополнительных сведений, например, об адресе электронной почты, о почтовом адресе правообладателя.
Все-таки нюансов много, как получить консультацию Росреестра по всем вопросам, связанным с электронной регистрацией?
Мы проводим регулярные обучающие мероприятия как для бизнеса, так и для профессионального сообщества. Записаться на обучение можно любым удобном способом, обратившись к нам. Также у нас действует онлайн-консультант, ссылка на него доступна в шапке профиля Управления Росреестра по РБ «Вконтакте» и кроме того, действует Телеграм-канал «Электронные услуги Росреестра бизнесу» — в нем есть вся информация обо всех новшествах, а также через данный телеграмм-канал мы консультируем пользователей наших электронных ресурсов. Предметно отвечаем на возникающие в процессе работы вопросы.