Гость студии - начальник финансово-экономического отдела Управления Росреестра по РБ Елена Захарчук.
Что такое государственная пошлина, за какие услуги Росреестра она взимается?
Государственная пошлина — это сбор, который платят физические и юридические лица, когда обращаются в государственные или местные органы для выполнения определенных юридических действий. В случае с Росреестром пошлина взимается за следующие действия:
1. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней.
2. Осуществление государственного кадастрового учета.
Если документы подаются через многофункциональные центры (МФЦ), то государственная пошлина делится пополам: 50% перечисляется в федеральный бюджет, а 50% — в бюджет республики.
Есть ли какие-то особенности уплаты госпошлины? Насколько я знаю, иногда госпошлина делится между получателями услуг…?
Если несколько заявителей одновременно обращаются за получением услуги и ни один из них не имеет льгот на уплату госпошлины, то в таком случае госпошлина уплачивается всеми плательщиками в равных долях. Например, по договору купли-продажи право собственности приобретают два покупателя, и кадастровая стоимость покупаемой квартиры не превышает 20 млн рублей, то государственная пошлина за данную услугу составит 4 тыс. рублей. При этом каждый из покупателей должен заплатить по 2 тыс. рублей, что в сумме составит необходимый к уплате размер госпошлины.
Если среди плательщиков есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, то сумма пошлины уменьшается пропорционально количеству таких лиц. Остаток уплачивается теми, кто не имеет льгот.
Если возникает право совместной собственности – например недвижимость приобретают супруги, то независимо от количества участников за регистрацию права совместной собственности государственная пошлина уплачивается единожды в размере, установленной Налоговым кодексом – в данном случае, 4 тыс. рублей.
Какие льготы предусмотрены, связанные с уплатой госпошлины по услугам Росреестра?
Существуют категории граждан и организаций, которые освобождены от уплаты государственной пошлины за эти услуги. В их числе: органы государственной власти и местного самоуправления, органы госвласти, Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, Центральный банк Российской Федерации, малоимущие граждане, в некоторых случаях — наследники недвижимого имущества. Одновременно с заявлением необходимо представить документы, которые подтверждают указанный статус.
Какие основания существуют для возврата госпошлины?
Излишне уплаченная пошлина подлежит возврату в полном объеме, даже в случае, когда заявитель передумал и не стал подавать заявление в регистрирующий орган. Кроме того, если в реквизитах платежного документа допущена ошибка, то при невозможности корректировки платеж также подлежит возврату в полном объеме (справка из банка).
Возврат госпошлины невозможен, если был получен отказ в государственной регистрации права собственности.
Если заявители сами подают заявление о прекращении регдействий в отношении недвижимости, госпошлина возвращается в размере 50% от уплаченной суммы.
Возврат возможен только на счет открытый в банке на имя плательщика(перевод по номеру телефона не возможен).
А какова процедура возврата?
Для этого необходимо написать заявление, приложить копии платежных документов. Если заявление на возврат подает представитель заявителя – то приложите нотариально заверенную копию доверенности от плательщика на право получения возврата госпошлины.
В заявлении указываются:
- данные заявителя — (ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, контактный телефон);
• данные платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины (его номер и дата, а также сумма платежа);
• причина и сумма возврата;
• банковские реквизиты для перечисления платежа.
Заявление на возврат на бумажном носителе можно подать в любом из отделений РГАУ МФЦ, направить почтовым отправлением в Управление Росреестра (г.Уфа, ул. Ленина, д.70) или территориальный отдел Управления.
Можно ли подать заявление в онлайн-формате?
Да, заявление можно подать через сервис «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра, при этом оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Сколько времени у нас есть для подачи заявления на возврат излишне уплаченной пошлины?
Подать заявление на возврат госпошлины можно в течение 3 лет с момента осуществления платежа. Возврат поступит в течение 1 месяца с даты поступления заявления в Управление. Кстати, если необходимо осуществить еще регдействия, то госпошлину, уплаченную за регистрацию одного объекта недвижимости, можно зачесть в счет уплаты сбора за регистрацию права собственности на другой объект.