На днях я вернулся из экспедиции на Алтай. Экспедиция была посвящена 175-летию Русского географического общества. Сухопутная часть путешествия по Алтайскому краю прошла по Чуйскому тракту, наша группа, в составе которой были кроме меня ветераны водного спорта из Уфы Армут Вахов, Рустем Хангильдин, Валерий Деев, а также житель Белебея Юрий Семенов и член РГО Александр Лынник, посетила Рериховские места в Уймонской долине, мы побывали на территории Катунского биосферного заповедника. Затем, наша экспедиция пересела на плот и совершила сплав по рекам Чуя и Катунь. Но об этом чуть позже. Сегодня, я расскажу о сухопутном маршруте.
Из Уфы до Алтайского города Бийска мы добрались на нашем микроавтобусе практически за 30 часов и преодолели более двух с половиной тысяч километров. Нам повезло с местом ночлега. Деревня Сростки оказалась идеальной для остановки по пути в Бийск. На ее окраине, на местном пляже мы поставили свои палатки. Заодно мы посетили и все памятные места, связанные с именем великого писателя, драматурга, режиссера и актера – Василия Макаровича Шукшина. Дом, который Василий Макарович купил для матери у односельчанина на свой первый авторский гонорар. Однако, его детство прошло в другом доме на соседней улице. Здесь маленький Вася жил с 1941 по 1957 год По словам сотрудника дома-музея Александра Бедарева, все здесь восстановлено по воспоминаниям сестры Василия Шукшина Натальи Макаровны. Раз в семь лет меняется изгородь, каждый год сотрудники белят сарайчик, ремонтируют баню по-черному. А вот колодец остался неизменным. Спрашиваем, много людей приезжает? Много, отвечает Александр Бедарев. Недавно, вот был Гарик Сукачев, фильм снимал «Песни Алтая». Он крутой. И не Гарик, а Игорь Николаевич. Очень много дублей отснял в музее.
Поднялись мы и на вершину горы Пикет, где обычно проходят Шукшинские чтения и сам Василий Макарович, отлитый в бронзе, с радостью в своем огромном сердце, смотрит на родные края. На деревню Сростки. В этом году, конечно, Шукшинские чтения отменили из-за коронавируса, впрочем, как и Евдокимовские и Рождественские, они ведь тоже из этих мест, алтайские. Переночевали в Сростках, и дальше из Алтайского края держим путь в Республику Алтай. Через Манжерок, Семинский перевал по Чуйскому тракту. В Усть-Коксе, отсюда, кстати, всего 115 километров до высочайшей точки азиатской части России – горы Белухи, заезжаем на территорию Катунского биосферного заповедника. В заповеднике готовятся принять гостей со всей России, собираются активисты молодежных клубов РГО. Уже несколько лет Катунский заповедник сотрудничает с Русским географическим обществом. Еще полторы сотни километров, и мы в Уймонской долине. С 7 по 19 августа 1926 года Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха провела в древнейшем селе Алтая — Верхний Уймон, основанном бежавшими от реформ патриарха Никона староверами. Экспедиция остановилась в доме Вахрамея Атаманова, известного уймонца. Здесь был центр экспедиционной работы, здесь Рерих написал многие главы из книги «Учение живой этики. «Община». Сегодня это мемориальный дом-музей Николая Рериха. В Уймонском музее хранятся уникальные экспонаты, связанные и с творчеством художника Рериха. Однако, Верхний Уймон знаменит еще одним музеем. Это музей истории и культуры Уймонской долины. Его основала заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Алтай Раиса Павловна Куручанова. По крупицам она собирала историю уймонских кержаков-основателей села, сберегла для поколений мудрость предков. Раиса Павловна автор нескольких книг и сборников фольклора староверцев. В памяти она держит сотни имен и фамилий односельчан, десятки историй из их жизни, огромное количество поговорок, кулинарных рецептов, рецептов народной медицины. Настоящий кладезь мудрости.
И вновь в путь. Мы покидаем Уймонскую долину. Скоро начнется водная часть нашего путешествия по Горному Алтаю. Но об этом в нашем следующем выпуске. Вас ждут умопомрачительные истории прохождения сложнейших водных порогов Чуи и Катуни. Все будет реально, и все будет на грани риска для жизни и здоровья участников экспедиции. Спешу успокоить: мы все выжили, хотя и некоторые из нас немного пострадали. Но так бывает в подобных походах.