Граница Российской Федерации с Китайской народной республикой проходит по фарватеру двух дальневосточных рек: Амура и Уссури. Поскольку наша экспедиция своей целью поставила обогнуть по кольцу всю Россию вдоль ее границ, дальше будем двигаться параллельно этим двум рекам, до Байкала и дальше, до границ с Монголией.
Первая остановка в городе Уссурийске. На ночлег встаем в окрестностях, на берегу реки Раздольная.
На следующие сутки прибываем в Благовещенск.
Здесь мы дружно, всей экспедицией направились на набережную Амура. Впервые я увидел так близко берега загадочной для меня, да, наверное, и не только для меня, страны - Китая.
Даже не верится, что на той стороне живет своей жизнью совершенно иной мир. Граница в общем представлении – это контрольно – следовая полоса, заграждения из ключей проволоки, пограничные столбы и секреты с пограничниками. Здесь же, в Благовещенске ничего этого, кроме реки и двух ее разных берегов, нет! Кстати, два города побратима китайский Хайхэ и российский Благовещенск активно соперничают друг с другом в благоустройстве набережных. Китайцы построят красивый небоскреб на берегу, а мы в ответ еще краше. Там Колесо обозрения, а у нас — Парк развлечений. Словом, почти социалистическое соревнование…
Прощаемся со столицей Амурской области. Навигатор ведет в Республику Бурятия. Мы были просто потрясены бурятским гостеприимством. Попросили наших бурятских друзей. показать нам буддистские храмы — Дацаны. Их в Бурятии много и у каждого своя история.
В 1945 году буддистские ламы обратились к Сталину с просьбой разрешить строительство Дацана в Бурятии. К удивлению, он тут же дал положительный ответ. Видимо в честь Победы над фашистской Германией. Да и бурятские охотники на фронтах Отечественной были примером мужества, а ламы регулярно молились за Победу над врагом. Методом народной стройки в 1946 году, в Иволгинском районе Бурятии появился первый в регионе буддистский дацан.
Дацан в Иволгинском районе — один из самых почитаемых и сюда стекаются паломники со всего мира. Дело в том, что именно в резиденции находится нетленное тело двенадцатого Хамбо ламы Даши Дорджо Итигэлова. Еще в прошлом веке Итигэлов ввел себя в состояние медитации и покинул этот мир. С тех пор, тело ламы остается нетленным, сохранились все его внутренние органы и даже глазные яблоки. Конечности не окоченели, а остаются гибкими. Мало того, с помощью специальной аппаратуры ученые зафиксировали в мозге Итигэлова слабые электрические разряды. О нем написано много книг и статей. Однако, до сих пор феномен Итигэлова остается неразгаданным. Перед уходом Даши Дорджо Итигэлов написал завещание. Сейчас его послание к потомкам является основой современного буддистского учения и входит в мировую сокровищницу буддизма.
Прощаемся с Иволгинским Дацаном и с Улан-Уде. Наш путь лежит через Байкальский государственный заповедник, к величайшему озеру мира.
С трудом находим свободную площадку на берегу для нашего лагеря. Сегодня четверг, а берег полон отдыхающих. Только приготовились к отдыху, в считанные секунды небо над озером затянуло черными облаками, с воды подул шквалистый ветер, начался ливень. Это был настоящий шторм. Одну из наших палаток просто сдуло ветром. На клочки разорвало тент, под которым мы расположили импровизированную кухню. Пока спасали наше добро, промокли до ниток. А наутро, словно и не было шторма накануне. Даже нерпы приплыли к нашему лагерю, порезвиться на спокойной воде. На прощание купаемся в Байкале. Вода холодная: от силы 9 градусов по Цельсию. Но побывать на Байкале и не искупаться в нем – грех!
Наконец, мы в поселке Монды. Отсюда мы тронемся в наше горно-пешее путешествие через хребет Мунку-Сырдык до озера Белин. Для нас начинается самый сложный и опасный этап экспедиции. Почти месяц мы будем находиться в «автономке». Без мобильной связи и интернета, без цивилизации. Месячный запас продуктов будем нести с собой, в рюкзаках. Страшновато, конечно, но все настроены решительно. И через это надо пройти!