Кроме того, в регионе действует соглашение о минимальной заработной плате, которое касается коммерческих организаций. Они должны начислять работникам не меньше 27 276 рублей в месяц. Для ряда работодателей это та сумма, которую они прописывают в трудовых договорах, предлагая работнику остальное получать в «конверте». А кому-то не дают и минимальной гарантии, не оформляя трудовые отношения. О рисках такой работы поговорим со специалистом, заместителем руководителя республиканской Гострудинспекции Оксаной Вячеславовной Вансковой.
Проблема неофициального трудоустройства не теряет своей остроты, сколько бы о ней не говорили. В январе в стране начинает функционировать реестр работодателей, у которых зафиксированы случаи нелегальной занятости. Информация о недобросовестных работодателях будет общедоступной. Но, к сожалению, нередко люди сами соглашаются работать без оформления. Кому-то важно не показывать свои реальные доходы (уклоняются от алиментов, других долгов по исполнительным документам, получают пособия, пенсии, субсидии), у кого-то просто нет выбора в своём небольшом населённом пункте. Причины у всех разные, а вот итог в большинстве случаев один – обещали одно, поначалу что-то платили, а потом перестали. Кинулись защищать права, а как доказать устную договорённость? Это можно сделать только в судебном порядке, если есть свидетели, факты перечисления денег на карту. Многие, к сожалению, этого не знают, обращаются к нам, не имея трудового договора. Мы предлагаем помощь в составлении искового заявления в суд, но мало кто решается на судебную тяжбу. Чтобы до неё ситуацию не доводить, конечно, лучше заранее просчитать все возможные риски неофициального трудоустройства.
Вы имеете в виду такие очевидные последствия, как неоплата больничных и не начисление стажа для пенсии?
К сожалению, не для всех они очевидны, разве что кроме трудового и страхового стажа, поэтому будет нелишним перечислить, что при неофициальном трудоустройстве не предоставляется отпуск, налоговые вычеты, не оплачиваются больничные, «декретные». Кроме того, работник лишается социальных гарантий, связанных с сокращением, простоем, а также несчастным случаем на рабочем месте. В нашей практике нередки факты, когда прежде чем провести расследование тяжёлого либо смертельного несчастного случая на производстве, мы вынуждены доказывать факт наличия трудовых отношений между пострадавшим и работодателем. Если нет трудового договора, семья погибшего не получит страховой выплаты, которая при смертельном несчастном случае сейчас составляет два миллиона рублей. Кроме того, при потере работы будет минимальным размер пособия по безработице, если до того, как встать на учёт, человек официально не работал.
Чем рискует работник, соглашаясь получать часть зарплаты в «конверте»?
В первую очередь, как раз деньгами. Так как требовать работник может только ту зарплату, которая предусмотрена трудовым договором. Доказать, что работодатель ему должен больше, нереально даже в судебном порядке. Казалось бы, это очевидно, так как договорённость была устная, деньги передавались в «конверте», но звонки на нашу горячую линию показывают, что многие этого не понимают и рассчитывают, что кто-то им поможет получить доходы, которые они сами согласились скрыть. Помимо риска не получить обещанное получателям «серой» зарплаты отказывают в кредитах, по минимуму оплачивают больничные, «декретные», также это скажется на размере будущей пенсии.







