«Здесь вам не Техас»: все о транспортной реформе в Башкирии в специальном репортаже «Вестей»

Современные и удобные автобусы - не единственный пункт транспортной реформы.
«Здесь вам не Техас»: все о транспортной реформе в Башкирии в специальном репортаже «Вестей»

Жёсткий передел рынка в Иглинском районе. Весной 2017 эти разборки в стиле 90-х устроили нелегалы-перевозчики, чтобы запугать водителей фирмы конкурента. В итоге 8 человек получили огнестрельные ранения.

Тогда после вооружённого конфликта несколько сотен водителей перешли из компании "Уфа-Лайн" на работу к тем самым нелегалам. Опасаясь за свою жизнь.

Той же весной было совершено ещё одно жестокое преступление. Предпринимателя Амирьяна Валиуллина зарезал его же коллега, с которым тот не смог поделить бизнес. Убийцу Альфреда Исламова приговорили к 10 годам исправительной колонии.

Конец дорожным войнам решил положить Радий Хабиров. Одно из первых его поручений на месте руководителя региона: навести порядок на рынке пассажироперевозок. Это, по сути, стало началом транспортной реформы.

Радий Хабиров (октябрь 2018 г.):

«Москва — 10-миллионный город. Вы не предсавляете, что было в Москве. В Москве вы сейчас ни одного нелегального не поймаете. И, кстати, во многих столицах. В Казань давайте поедем, там тоже этого нет. А здесь что происходит? Тут Техас, что ли, какой-то? Тут власть есть вообще, нет?»

В погоне за рублём водители ПАЗов устраивали гонки на дороге. Что не раз становилось причиной серьёзных аварий. В том числе с летальным исходом. Впрочем, этим грешили и частники, которые работают официально.

Борьба с "нелегалами" велась несколько лет. С 2018 года число ДТП по вине водителей автобусов сократилось вдвое. Сейчас старых ПАЗиков на улицах Уфы уже не встретишь. Продолжается обновление автопарка госперевозчика. До конца этого года "Башавтотранса" получит ещё 77 больших автобусов. Об этом написал Глава республики на своей странице в соцсетях. А всего с начала транспортной реформы закуплена почти тысяча единиц техники. Кроме того, сейчас в Уфе тестируют и новый электробус.

Частные компании также закупают новый транспорт и придерживаются единого фирменного стиля в дизайне. Стали появляться и новые перевозчики.

Компания "Автомиг" представила низкопольные автобусы марки Lotos. Они ездят на газе, что экологичнее и экономичнее. Сейчас их — 71, в планах закупить ещё столько же.

Радий Хабиров:

«Меня радует, что это частный бизнес. Начал вкладывать деньги в это дело. Покупать новые автобусы и с нами вместе выправлять ситуацию. Создавая комфортные условия для пассажиров».

Если раньше средний возраст пассажирских автобусов в Уфе составлял 10 лет и больше, то сейчас — всего 3-4 года. По этому показателю республика занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе. Развитие столицы требует обновления маршрутной сетИ. Так, компания "Автомиг" запустила новые Lotos'ы от Уфимской Черниковки до микрорайона Зубово Life 2.

Первые пассажиры сначала даже не поверили, что интервал движения 167 маршрута — до 10 минут. Для жителей микрорайона вопрос транспортной доступности один из острых.

- Раньше интервал у нас был 20-30 минут. Иногда и по 40 минут. А сейчас будет очень хорошо, мы очень рады!

- Для меня это было такое удивление и радость. Как я поняла, маршрут не будет ехать через само Зубово, я больше не буду опаздывать на работу.

- Полчаса стоять на остановке, когда сильный ветер зимой — это тоже проблема. И вечером, в пробки. Вечером очень тяжело добираться в переполненных автобусах. А теперь вообще красота!

Автобусы Lotos отечественного производства. Могут перевозить до 92 человек. Машины оснащены системой климат-контроля, видеонаблюдения, имеются USB-пОрты для зарядки гаджетов и кнопки оповещения водителя. Внутри — прохладно летом и тепло зимой.

Анвар Аслямов, корреспондент:

«В салоне установлены 12 обогревателей. Но всю мощность отопительной системы используют всего на треть. Иначе внутри становится очень жарко!»

Для маломобильных пассажиров есть специальные места с ремнями безопасности, также имеется отдельное место для собаки-поводыря и выдвижной пандус.


Ильшат Якупов, водитель автобуса:

«При нажатии кнопки водитель видит, что требуется помощь маломобильным гражданам. Опускает автобус на правую сторону. Таким вот образом. Подъём становится минимальным и доступным».

И у частных перевозчиков появилось понимание, что это не просто бизнес, но и сервис. И нет развития без повышения качества услуг.

Ринат Нигматуллин, представитель транспортной компании:

«Городской транспорт должен быть комфортным. В нём должно быть приятно ездить. У нас на каждом автобусе указаны номера диспетчеров и руководителя филиала. Если есть какие-то обращения по улучшению качества работы, всегда можно к нам обратиться. Мы на связи со своими пассажирами».

Современные и удобные автобусы — не единственный пункт транспортной реформы. Развивается вся инфраструктура. Становится всё больше "умных" и тёплых остановок. Внедряется повсеместное использование системы "Алга" и безналичного приёма оплаты, что стало особенно актуальным в период пандемии. 612 тысяч пассажиров уже приобрели карты. А с ними скидку на проезд и другие льготы.

Олег Романов, заместитель генерального директора Башкирского регистра социальных карт:

«Надо отметить, по Уфе действует акция "Счастливый час", когда вы совершаете поездку. Пересаживаетесь с Башавтотранса на Башкирскую пригородную компанию, либо на троллейбус, трамвай, в любом порядке...150 миллионов сэкономили жители республики на таком способе оплаты проезда».

Чтобы водители больше думали о пассажирах, а не о собственной выгоде, планируется перевести всех перевозчиков на так называемые "брутто-контракты".

Александр Булушев, министр транспорта и дорожного хозяйства РБ:

«Всю выручку, которую получает перевозчик, он обязан передать в городской бюджет в течении 3 дней. А перевозчику город оплачивает транспортную работу. Если он её выполняет в соответствии с заданными условиями».

Ещё один важный этап транспортной реновации в Башкортостане — соблюдение графика перевозок. Как отметил Глава республики, интервалы движения должны быть разумными. Но как контролировать тысячи транспортных средств?

Это — Центр организации перевозок. Здесь можно наблюдать за движением всего парка "Башавтотранса" и других организаций. Информационно-навигационная система позволяет вести мониторинг и отслеживать действия пассажироперевозчика.

Ильнур Лукманов, начальник отдела Центра организации перевозок:

«По брутто-контрактам создаётся техзадание. Туда вносятся линии маршрута и расписание. Данные вносятся в систему, и она в автоматическом режиме может контролировать исполнение работ».

Данный центр станет важной частью интеллектуальной транспортной системы. Она будет создаваться в Уфе в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" и Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". В планах: установить информационные табло и 134 "умных светофора", которые сами подбирают режим работы. Кроме того, будут анализироваться данные с дорожных фото- и видеокамер и датчиков учёта транспорта.

Мансаф Низакаев, руководитель Транспортной дирекции РБ:

«При подготовке к реализации данного проекта мы изучили опыт других регионов. Оценили, как работают те или иные системы в других субъектах. Пилотно посмотрели, как у нас это отработало».

А ещё сейчас ведётся анализ маршрутной сети столицы и республики. Этим занимаются два федеральных института.

Анвар Аслямов, корреспондент:

«Уже через три месяца минтранс региона получит данные для оптимизации транспортных потоков. Что позволит максимально разгрузить проезжую часть и сделать рынок пассажироперевозок удобным и комфортным для жителей».