Шаг за шагом радио завоёвывало все больше и больше населенных пунктов. Там, где появлялся репродуктор или радиоприемник, оживлялась культурная жизнь. А при самом радиокомитете были созданы женский хор, инструментальный ансамбль, оркестр народных инструментов. Радио стало центром становления и развития профессиональной башкирской музыкальной культуры. Во главе всего этого стоял первый музыкальный редактор башрадио Камиль Рахимов. О непростой, но очень яркой жизни композитора репортаж Гульназ Нураевой.
Своего отца Эмиль Рахимов запомнил невероятно скромным и интеллигентным. Он признается, что до сих пор по утрам с ним здоровается и живёт в той самой квартире, где всего полвека назад собирался весь цвет башкирской культуры.
Камиль Рахимов родился в 1900 году в Севастополе. В семье священнослужителя в 12-м поколении. Еще в детстве он самостоятельно научился играть на мандолине. И эта любовь к музыке оказалась на всю жизнь. В рядах красной армии он служил музыкантом военных оркестров. А дальше была учеба в Ленинграде и знакомство с башкирской песней.
В Уфу Камиль Рахимов приехал в конце 20-х годов. Именно здесь он завершил учебу и получил диплом башкирского техникума искусств. Молодому специалисту предложили создать музыкальное оформление к спектаклю Мухаметши Бурангулова «Башкирская свадьба». В основу этой работы легла народная песня. После удачной премьеры Камиля Рахимова назначили заведующим музыкальной частью башкирского театра драмы. А сам спектакль был отмечен на Всесоюзной олимпиаде театров и искусства народов СССР.
Уже в 1930-м году молодой композитор был приглашен в башкирский радиокомитет. К тому времени радио стремительно охватывало все больше и больше населения республики. В эфире сформировались основные жанры: радиогазета, радиожурнал, репортажи. Все чаще звучали песни. Камиль Рахимов стал первым музыкальным редактором башкирского радио. Именно под его руководством оно превратилось в один из центров становления профессиональной башкирской музыки. Будучи композитором Камиль Рахимов не просто писал музыку для коллективов радио. Он ездил по деревням, нотировал народные песни. Приглашал талантливых исполнителей в эфир.
В конце 30-х в жизни композитора начался самый непростой период. Его отец был репрессирован. А сам он как сын священнослужителя отправлен в ссылку в Бурзянский район. Но и здесь Камиль Рахимов остался верен музыке. Работая учителем, он продолжал сбор народных песен.
Башкирская народная песня «Хандугас», которую долгие годы исполнял Магафур Хисматуллин, стала одной из почти 400 песен обработанных Камилем Рахимовым. Сегодня ее исполняет Вахит Хызыров.
По его словам народного артиста, нотирование башкирской протяжной песни в стиле «озон кой» — это невообразимый труд. Ведь веками она передавалась исключительно из уст в уста.