В 2009 году петербургский драматический театр «Приют комедианта» предложил чествовать работников театральных касс. Инициативу поддержали руководители других российских театров. С тех пор это и происходит в первый понедельник марта.
Предполагается, что театральные кассиры знают все о театре и спектаклях, премьерах и гастролях, и помогают зрителям правильно сориентироваться в театральной жизни, от чего бывает хорошо всем: зрителю - эстетически, а театру - финансово.
Известно, что лишь треть зрителей идут на конкретную постановку. И опытный театральный кассир должен быть чутким психологом, способным, окинув проницательным взглядом покупателя, точно определить, чего хочет зритель.
Одним из самых известных театральных кассиров была Надежда Бабкина. Правда, недолго - всего два часа. Однажды в канун Дня театрального кассира певица решила попробовать себя в этой роли и даже продала сто билетов с автографом в свой театр «Русская песня».
Пожалуй, самая нервная работа — у кассиров Большого театра. Как пишут коллеги-газетчики, в очереди в кассы Большого могут дать по голове костылем, оторвать пуговицы, разбить телефон, задавить, затолкать или вытолкать из очереди, а также могут угрожать, хамить, даже кидаться мелочью, которая при метком «выстреле» способна оставить жертву без глаза... И все это безобразие устраивают перекупщики. А что ж кассиры? Вопрос риторический.
Кассир в театре – больше, чем кассир.
Театр не магазин или аптека -
Храм, возвышающий духовно человека.
Уже на входе веет духа пир –
хотелось бы, чтоб не наоборот,
чтоб Музы не дышали там на ладан,
и, принимая дань с нас в виде платы,
кассир свою играет в этом роль.
Когда билет вам продадут красиво,
театр начнется, стало быть, с кассира.